Боевой отряд нацизма

Штурмовые отряды НСДАП появились 3 августа 1921 года – как инструмент захвата власти. В 1919 году Адольф Гитлер вступил в Мюнхене в малочисленную националистическую Германскую рабочую партию (DAP), а спустя год, став её лидером, он добавил к её названию слова «национал-социалистическая» – НСДАП. Все политические партии того времени старались набирать в свои ряды в свои ряды физически подготовленных людей, которым поручается охранять порядок на митингах, а также пресекать провокации политических противников.

Первый руководитель — Ганс Ульрих Клинцш
Первый руководитель — Ганс Ульрих Клинцш

Не стала исключением и НСДАП. В августе 1921 года бывший лейтенант кайзеровского военно-морского флота Ганс Ульрих Клинцш принял руководство добровольным национал-социалистическим «Отрядом обороны и пропаганды». В его задачи входила пропаганда идей нацизма, сбор средств в фонд партии, распространение нацистской литературы, охрана собраний, митингов, штаб-квартир партии от нападений политических противников. В ноябре 1921 года отряд получил «боевое крещение», вступив в бой с коммунистами, которые пытались сорвать митинг нацистов в Мюнхене. Несмотря на небольшую численность, будущие штурмовики разбили нос не одному коммунисту. После этого боевое объединение добровольцев было переименовано в «штурмовые отряды» (Stürmabteilungen). Кстати, первоначально аббревиатура SA расшифровывалась как Sportаbteilung (спортивные отряды), но гимнастика Гитлера мало интересовала. Партийная газета “Völkischer Beobachter” (Народный обозреватель) писала: “SA должны заниматься военно-патриотическим воспитанием и защищать вождей партии”.

Первую серьезную вылазку за пределы Мюнхена штурмовики предприняли 14/15 октября 1923 года. Во время празднования Дня Германии они устроили в Кобурге очередное побоище с коммунистами, в результате которого последние были вытеснены из города. СМИ широко освещали это событие, это был первый случай, когда имя Гитлера прогремело на всю Германию. Праздновали победу масштабно: перед будущим фюрером маршем прошли 6000 штурмовиков, Гитлер вручил первым ударным бригадам штандарты и знамена. А уже 9 ноября 1923 года он попытался захватить власть в Баварии. Эта плохо спланированная операция, называемая историками “Пивной путч”, окончилась полный крахом. Полиция открыла огонь по колонне нацистов, 16 человек были убиты. Гитлера арестовали, раненый Геринг скрылся в Австрии. SA были запрещены, их командиры бежали в другие земли Германии. Однако провал «Пивного путча» не привел к ликвидации штурмовых отрядов, напротив — они стали быстро распространяться по всей стране.

Своих сторонников Гитлер вербовал среди бывших фронтовиков, оставшихся без средств к существованию. Однако едва ли вчерашние военные стали бы подчиняться отставному ефрейтору, если бы ему не покровительствовал отличившийся в Первой мировой войне капитан Эрнст Рём.

hit_sa

Когда в Мюнхене еще никто не слышал о Гитлере, Рем уже пользовался широкой известностью. Он был солдатом до мозга костей, прямолинейным и грубым человеком с изуродованным пулей лицом. Поражение Германии в Первой мировой войне поставило крест на его военной карьере, однако он не мог с этим смириться и собирал вокруг себя единомышленников. Капитан Рем и возглавил армию, которой обзавелся вождь национальных социалистов. Именно ему удалось убедить военное руководство НСДАП и Гитлера вооружить штурмовиков и превратить их в вооруженные антикоммунистические формирования. SA очень скоро стали стали символом нацистского движения. Они маршировали по улицам с песней:
Вонзив еврею в горло нож,
Ты скажешь снова –
мир хорош!

Штурмовики в пивной
Штурмовики в пивной

Марширующие колонны штурмовиков казались немцам олицетворением порядка и спокойствия, хотя в реальности среди этого сброда была масса уголовников. Историки утверждают, что SA кишели гомосексуалистами, садистами и другими асоциальными элементами. Штурмовики демонстрировали силу нацистов и, нагоняя страх на горожан, разгоняли и убивали своих политических противников. Перед каждой стычкой отряд получал инструкции от Гитлера: “Вы должны доказать свою преданность делом. Никто не уходит, пока все не кончится. Разве что вас вынесут ногами вперед. Если увижу среди вас труса, своей рукой сорву повязку со свастикой”. Жестокость сопровождала штурмовиков на протяжении всего существования SA. Сам Гитлер говорил, что его боевые отряды — это «не институт благородных девиц, а союз суровых борцов». В немалой степени обвинениям в криминале способствовали зловещие прозвища, которые штурмовики в шутку давали своим отрядам. К примеру, в Берлине существовали «штурм сутенеров», в Веддинге – «штурм грабителей». Впрочем, были и довольно мирные и даже милые названия — «танцующая гильдия», «отличные парни», «соляная башня», «зубастый». Да и само название SA шутники трактовали как певческие отряды (игра слов, от нем. Sing-Abteilung). Социальный состав штурмовиков был многоликим. Первыми членами SA стали молодые парни до 25 лет, не участвовавшие в Первой мировой войне. К 1923 году в SA пришло большое количество фронтовиков, средний возраст рядовых членов сдвинулся до 30-35 лет. В 1930-е годы, в связи с увеличением в стране числа безработных, произошло дальнейшее повышение возрастной планки.

Гитлер и Рем. 1933 год
Гитлер и Рем. 1933 год

В феврале 1925 года, когда запрет на деятельность SA был отменен, Гитлер запретил штурмовикам носить оружие и униформу, чтобы избежать обвинений в создании армии. Теперь перед SA стояла задача очистить улицы городов от политических противников НСДАП. Агрессивные планы Гитлера нашли ярого противника в лице Рема. Последний считал, что штурмовики должны стать основой народной армии — важным этапом на пути ремилитаризации Германии. Разногласия настолько обострились, что Рем в апреле 1925 года вышел из НСДАП, а в 1928 году уехал в Боливию, где ему предложили должность военного инструктора. Гитлер объявил себя Верховным руководителем штурмовых отрядов – “Oberste SA Fuhrer”. К августу 1927 года численность SA достигла 30000 человек, спустя два года, их силы удвоились. Фюреру требовалось грамотное руководство этой “коричневой ордой”. 5 января 1931 года по просьбе Гитлера в Германию вернулся Рем. Он тут же официально вступил в должность начальника штаба SA. В октябре 1931 года в некоторых городах Германии прошли марши, в которых приняли участие уже свыше 100000 одетых в униформу штурмовиков. Они доминировали на улицах, срывая и разгоняя митинги и терроризируя своих политических оппонентов. Без откровенных нарушений закона и не вступая в открытую конфронтацию с правительством, Гитлер фактически запугивал и шантажировал власти своей “коричневой армией”.

Постер к фильму "S.A.-Mann Brand"
Постер к фильму “S.A.-Mann Brand”

“Героический” образ немецкого штурмовика был воплощен и на телеэкране. В 1933 году пропагандистская машина третьего рейха выпустила художественный фильм “S.A.-Mann Brand” (Штурмовик Бранд). Эту звуковую черно-белую картину снял известный режиссер Франц Зайтц. В главной роли он задействовал актера Хайнца Клингенберга, для которого эта работа стала роковой. После съемок Клингенберг развелся с супругой и уже больше никогда не получал предложений на главную роль. Фильм о предвыборных баталиях в Германии 1933 года — событиях, непосредственно предшествовавших приходу к власти Гитлера, когда боевики компартии (рот-фронт) и штурмовики-нацисты (SА) во время выборов устраивали потасовки, поножовщину, нередко переходящие в вооруженные столкновения. Агрессия была понятна – на выборах обе партии шли ноздря в ноздрю, было ясно, что партия, пришедшая к власти, расправится с соперником. По сюжету коммунисты пытаются переманить молодого рабочего-нациста Фритца Бранда на свою сторону.

Кадр из фильма "S.A.-Mann Brand"
Кадр из фильма “S.A.-Mann Brand”

Они даже решают подкупить хозяина фабрики, чтобы тот уволил Бранда. Однако последний, несмотря ни на что, выбирает иной путь – единственно правильный, по мнению авторов и заказчиков фильма. Картина заканчивается устрашающими факельными шествиями штурмовиков, среди которых зритель замечает и Бранда. Интересный факт: менее чем через год после выхода фильма в прокат (май 1933 года), последовала «Ночь длинных ножей», когда по приказу Гитлера высшее руководство штурмовиков было уничтожено, а сама организация утратила роль ведущей политической силы Германии.

87К февралю 1934 года общая численность подчиненных Эрнсту Рему людей превысила 4 миллиона человек. Это были лучшие времена для штурмовиков – они стали осваивать новые должности и обогащаться. Рем становится вторым человеком в партии после Гитлера. Иногда даже казалось, что у НСДАП два вождя. Начальник штаба штурмовых отрядов появлялся на всех публичных церемониях рядом с фюрером. День рождения Рема – 28 ноября 1887 года – отмечался как общенациональный праздник. Однако начальник штаба SA был своевольным человеком, который отстаивал исключительное право командовать штурмовиками и ни с кем не хотел делить эту власть. Он считал, что фюрер должен заниматься политикой и пропагандой, а военные дела поручить ему. Гитлер понимал, что Рем выходит из повиновения. Четырехмиллионная армия штурмовиков представляла опасность как ненасытная орда, требовавшая своей доли и ненавидевшая тех, кто оказался у власти и получил богатство. Штурмовики придерживались примитивно социалистических взглядов, требовали расправиться с аристократией, армейской верхушкой и крупной буржуазией, настаивали на претворении в жизнь революционных лозунгов, обещанных в программе NSDAP. Но фюреру вовсе не нужны были радикальные экономические реформы. Ему и непокорные штурмовики больше не были нужны, ему была необходима послушная армия.

Рем и его штурмовики
Рем и его штурмовики

На одной из вечеринок зарвавшийся и захмелевший Рем позволил себе сболтнуть лишнего: «То, что сказал этот смешной ефрейтор, нас совершенно не касается! Если мы не сработаемся с Гитлером, то прекрасно обойдемся и без него. Мы доведем наше дело до конца, с Гитлером или без него». Именно эти слова начальника штаба SA передал фюреру уже знакомый нам Виктор Лутце. Однако Гитлер устранил Рема вовсе не из-за доноса. Лидер штурмовиков, грезящий о социальной революции, рассорил его и с армией, и с полицией – фюреру просто не удавалось собраться силами и объединить вокруг себя военную мощь. Подготовка к ликвидации Рема и разгрому SA началась в феврале 1934 года. В марте прусское гестапо получило личное задание Гитлера срочно подготовить компрометирующие материалы на начштаба SA и его ближайшее окружение. Для проведения арестов и экзекуций были отобраны члены SS из состава службы безопасности (SD), охраны концлагеря Дахау и «Лейбштандарта Адольф Гитлер».

Кадр из фильма Лукино Висконти «Гибель богов»
Кадр из фильма Лукино Висконти «Гибель богов»

Вечером 30 июня началась “Ночь длинных ножей”, которой посвящен культовый фильм Лукино Висконти «Гибель богов» (1969). В пять часов вечера по приказу Гитлера эсэсовцы из отряда “Мертвая голова” начали расстреливать руководителей штурмовиков. В Баварии под личным командованием Зеппа Дитриха были убиты шесть членов высшего командования SA, одновременно в Берлине солдаты SS во главе с Германом Герингом и Рейнхардом Гейдрихом выловили остальных вождей штурмовых отрядов, привезли их в Лихтерфельд и расстреляли. Казни длились до 2-го июля и прекратились только после приказа Гитлера. Эрнста Рема поместили в тюрьму Штадельхайм. К нему отправили двух эсэсовцев из охраны концлагеря Дахау – Теодора Эйке и Михаэля Липперта. Фюрер просил дать Рему возможность достойно уйти из жизни. Начальник тюрьмы Штадельхайм рассказал, как все это происходило: “В воскресенье, 1 июля, приехали двое эсэсовцев и потребовали, чтобы их провели к Рему. Это было в 9.30 утра. Они дали браунинг Рему. Тот потребовал разговора с Гитлером. Они велели ему застрелиться. Если не подчинится, они вернутся через десять минут и прикончат его… Когда время вышло и они вошли в камеру, Рем стоял без рубашки. Один из них выстрелил в него. Рем рухнул. Он еще был жив, и его прикончили выстрелом в упор. Пуля прошла через его тело и застряла в полу камеры”.

Теодор Эйке
Теодор Эйке

Застрелил всесильного шефа СА  Теодор Эйке (тот самый Эйке, который составил бесчеловечные правила обращения с заключенными в концлагерях). Он был редкостным бандитом даже среди нацистов. За преступления против товарищей по собственной партии его объявляли душевнобольным, исключали из СС, но потом возвращали, поскольку Гиммлер нуждался в патологических садистах. За убийство Рема Эйке получил звание обергруппенфюрера и возглавил управление концлагерей. 2 июля Гитлер устроил встречу старых нацистов в имперской канцелярии. Пригласил ветеранов движения, угощал их чаем и пирожными – хотел показать, что для партии ничего не изменилось, наказаны только те, кто этого заслуживал. 3 июля фюрер провел внеочередное заседание правительства, где сообщил своим министрам, что “клика Рема пыталась его откровенно шантажировать”. Гитлер заявил, что судьба Рема должна объяснить всем: “каждый, кто выступит против существующего режима, рискует своей головой”. Выступая в рейхстаге 13 июля 1934 года, фюрер принял на себя ответственность за убийства недавних товарищей. С презрением говорил о сексуальной неразборчивости и роскошной жизни Рема и других вождей штурмовиков, как будто не знал об этом раньше. То, что было жестоким маккиавелиевским заговором в борьбе за единоличную власть, рисовалось шагом, необходимым для устранения внутренней угрозы, для устранения коррупции и аморальности. “Если кто-то спросит меня, почему я не отправил эти дела в суд, то я могу объяснить – в этот решающий час я один отвечал за судьбу германского народа и я был единственным судьей! И потому приказал расстрелять главарей предателей!” – говорил Гитлер.

Пропагандистская картина Х. Хойера "Павший штурмовик"
Пропагандистская картина Х. Хойера “Павший штурмовик”

Мало кто осудил заведомое беззаконие и массовые убийства. Большинство немцев одобрили действия Гитлера, искореняющего зло, опасное для общества. “Благодаря энергичным действиям, фюрер завоевал широкие массы, особенно тех, кто еще с недоверием относится к движению. Им не просто восхищаются, он становится идолом”, – говорилось в одном партийном донесении. Историкам так и не удалось установить, сколько именно людей было ликвидировано между 30 июня и 2 июля 1934 года, когда поступил приказ завершить акцию. Вероятно, речь идет о двух сотнях убитых.

Утром 2 августа 1934 года президент Гинденбург скончался. Гитлер предложил правительству принять новый закон о главе государства: он становится “фюрером и рейхсканцлером” и принимает на себя все обязанности имперского президента, включая главную – должность главнокомандующего вооруженными силами. Все государственные служащие, включая военных, должны были присягнуть ему на верность. Гитлер назначил на 19 августа общенациональный референдум относительно отмены поста президента и передачи ему всех полномочий. 84% участвовавших в референдуме проголосовали “за”. Адольф Гитлер стал единоличным хозяином страны.

Реклама SA
Реклама SA

А что же штурмовики? Они никуда не делись, просто утратили свое влияние, были полностью разоружены и стали абсолютно ручными псами фюрера. Официально подразделения SA являлись образовательно-воспитательным инструментом партии для обеспечения мировоззренческо-солдатской позиции. Штурмовики прошли всю Великую Отечественную войну, а после разгрома фашистской Германии были распущены и запрещены, как и большинство немецких организаций и объединений.