В клубке противоречий…

Книга известного немецкого экономиста и философа Вернера Зомбарта «Евреи и их участие в образовании современного хозяйства» под редакцией  не менее известного русского публициста, философа и видного деятеля социал-демократического движения Павла Юшкевича. Санкт-Петербург, 1910 год.

  *   *   *

Уникальное издание, в котором в полной мере отразились тревоги, сомнения и непростые идейные искания европейского общества, обеспокоенного наступлением «капиталистического конвейера» и разрушением традиционного уклада жизни. Наряду со стремительной индустриализацией, Старый свет охватывает яростная идейная борьба. Очевидная невозможность сохранения мира в его прежнем виде заставляет одних с ликованием участвовать в строительстве нового капиталистического общества, других — разрабатывать утопические планы революционного «спасения» человечества, а третьих — искать «виноватых», в качестве каковых традиционно выступают евреи. Среди стран, где смена эпох ощущалась особенно болезненно, выделялись Россия и Германия.  Обе страны прошли схожие стадии становления, и обе слегка «запоздали» в своем хозяйственном развитии по сравнению с другими странами Запада. Германия достигла периода промышленного расцвета  лишь к середине XIX века, а Россия и того позже. При этом превращение в промышленную державу в обеих странах встречало ожесточенное сопротивление.

Вернер Зомбарт

В Германии, традиционно считавшейся страной ремесленников и лавочников, наступление капитализма воспринималось как разрушение устоев и угроза политической стабильности. Сторонники этой точки зрения даже развернули в конце XIX века дискуссию, в которой призывали германские власти принять меры по поддержке  мелких товаропроизводителей и ограничить экспансию со стороны крупных фабрик. В свою очередь, либеральная часть немецкого общества видела в капитализме только преимущества и считала, что «цепляние за прошлое» лишь затормозит экономическое развитие страны. Как это ни покажется странным, сторонниками  «либеральной» точки зрения были и представители левых движений – социал-демократы, социалисты и даже коммунисты. Исходя из учения Маркса, они считали капитализм неизбежной стадией развития общества, за которой должно было наступить царство равенства и братства. Из этого следовало, что капитализму не следует  препятствовать – ведь чем быстрее он достигнет своей высшей стадии – империализма – тем скорее сменится новой, социалистической, формацией.

Павел Юшкевич

Такая точка зрения была популярна среди социалистов и в России, и в Германии, поэтому неудивительно, что одна из самых известных работ немецкого ученого-социалиста, который в этот момент был профессором Высшей торговой школы в Берлине, вышла под редакцией видного российского социал-демократа, позже примкнувшего  к фракции меньшевиков, Павла Юшкевича.
Однако название этого научного труда — «Евреи и их участие в образовании современного хозяйства» — говорит не только само за себя, но и за своё время. В ожесточенных идейных спорах противников и сторонников капитализма был один пункт, признававшийся обеими сторонами: евреи. Именно в них значительная часть общества видела активных проводников капитализма, что отчасти — но лишь отчасти! — подтверждает известный постулат о том, что российский и германский антисемитизм начала XX века был, по сути, антикапитализмом.  
В этой и других своих работах Вернер Зомбарт дает своеобразное, но уже весьма популярное толкование причин возникновения капитализма, отличавшееся от другой известной точки зрения, будто бы капитализм вырос из протестантской этики. 

jews1

По Зомбарту, родоначальники капитализма в его современном виде — это европейские евреи. Их особенное социокультурное положение в средние века определило новую философию рыночных отношений. Так, по Зомбарту, осуждаемое ранее ростовщичество расцвело среди евреев, так как, во-первых, другие виды деятельности  были для них часто ограничены, а во-вторых, их религиозная замкнутость, деление на «своих» и «чужих» позволяли более жестко отстаивать интересы доходности.  Зомбарт приписывает евреям изобретение ценных бумаг, получивших хождение среди  евреев из-за запрета вывозить свои ценные вещи при регулярно случавшихся выселениях из европейских стран.  По мнению ученого,  будучи изгоями в обществе, евреи просто не хотели соблюдать традиционные правила «справедливой цены» или ухода на покой после зарабатывания определенного количества денег. Отсюда и стремление к постоянному зарабатыванию денег, следствием которого и стало появление банков, бирж и трастов.

Зомбарт приводит большое количество свидетельств о ведущей роли евреев на биржах «старого света» и утверждает, что именно евреи изменили функции государств, которые стали подчиняться интересам международных трестов и банковских домов. В качестве примера Зомбарт приводит династию Амшеля Ротшильда, чьи сыновья в XIX веке возглавили банки в крупнейших городах Европы: Натан — в Лондоне, Джеймс — в Париже, Соломон — в Вене, Карл — в Неаполе, Ансельм — во Франкфурте.
Причиной такого внимания евреев к хозяйственной жизни Зомбарт видит в их религии. Одно из обетований Иеговы избранному народу гласит:
«Ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобой господствовать не будут».
(Второзаконие, 15, 6)

В доказательство своей теории ученый приводил и множество других примеров, простота которых подчас приводила читателей в замешательство: это наивно… или гениально просто?
Впрочем, в своих изысканиях Зомбарт шел по уже проторенному пути. Ко времени выхода его работ в Германии и Австрии уже широко действовали антисемитские клубы и кружки, в один из которых — Союз антисемитов — как раз в те годы вступил молодой безработный художник Адольф Гитлер. Именно в эти годы венский бургомистр Карл Люгер (к слову, названная в его честь площадь в столице Австрии сменила имя лишь в 2012 году!), а также основатель Христианско-социальной рабочей партии (почти НСДАП) Адольф Штёкер уже вели яростную пропаганду антисемитизма, обвиняя евреев в попытках экономического порабощения немцев. Многие их доводы выглядели убедительно для современников, но с точки зрения науки им не хватало системности и научного подхода.
Все это в их распоряжение и предоставил некогда горячий апологет марксистского учения Вернер Зомбарт, постепенно пришедший к мысли о национальном (расовом), а не классовом, характере капитализма.  При этом главенствующую роль (в целом положительную, как признавал Зомбарт) в процессе становления капиталистического общества играли евреи. Особенно популярными у читателей Зомбарта были сравнительные таблицы численности евреев в тех или иных отраслях, странах и исторических периодах, которые превосходно иллюстрировали — на чисто научной основе — тезис о «засилье» евреев.
Не мудрено, что целая серия работ ученого на эту тему («Евреи и их участие в образовании современного хозяйства», «Будущность еврейского народа», «Евреи и хозяйственная жизнь», а также сборник статей «Крещение евреев») была переведена на многие языки, включая русский.

При этом в России развернулась настоящая дискуссия на тему, следует ли считать Зомбарта антисемитом. Так, известный российский публицист, глава Крымского Еврейского союза  Даниил Пасманик в предисловии к одному из изданий Зомбарта писал: «Зомбарт – не антисемит ни в банальном, ни даже в культурном смысле этого слова […] и если Зомбарт – антисемит, то лишь постольку, поскольку самые лучшие из христиан инстинктивные антисемиты». В свою очередь, российский экономист, социолог, один из идеологов и создатель экономической программы народников Василий Воронцов писал в рецензии на работу Зомбарта: «Вся эта аргументация о расовых контрастах, как основании антисемитизма, поддерживаемая, нужно полагать, собственными чувствами автора, может быть и убедительна для одинаково с ним чувствующего немца, но не имеет объективного характера и вряд ли покажется убедительной беспристрастному русскому читателю, имеющему собственные на этот счет наблюдения».
Воронцов как в воду глядел. Наиболее благодатную почву произведения Зомбарта действительно нашли в националистических кругах Германии. Как писал лауреат Нобелевской премии по экономике Ф. фон Хайек, Зомбарта можно отнести к тем социалистам, которые, «выйдя из марксистов, стали предшественниками национал-социализма».

Дополнительным импульсом к этому послужило написанное в годы Первой мировой войны и ставшее знаменитым эссе Зомбарта «Торгаши и герои», в котором возвеличивалась «германская война» как война «героев» (германская цивилизация) и «торгашей» (англосаксонская цивилизация). Наиболее активными проводниками «торгашеской» цивилизации были, разумеется, евреи, что на фоне тезиса о «героической германской войне» само по себе сильно попахивало национал-социализмом. При этом национал-социализм Зомбарт как раз-таки категорически отвергал как явление тёмное и антинаучное. 
Эта двойственность крайне неоднозначно отразилась на судьбе ученого. Посвятив столько трудов изучению роли евреев в истории человечества, сам Зомбарт в некотором смысле разделил судьбу еврейского народа, оказавшись «чужим среди своих».

Несмотря на то, что работы Зомбарта немало способствовали становлению и успеху идеологии национал-социализма, во времена Третьего Рейха ученый оказался в опале: ему запрещено было печататься и выступать с лекциями перед студентами. Проблема заключалась в том, что после разгрома «левого» крыла НСДАП во главе с Грегором Штрассером гитлеровский режим, заручившийся поддержкой крупнейших монополистических кругов, причем не только Германии, не был заинтересован в распространении учения о евреях как проводниках капитализма. Напротив, теперь весь упор делался на представлении евреев в качестве разносчиков «марксистской заразы» и коммунистических идей. Государственно монополистический капитализм Третьего Рейха — как сказали бы сегодня, «национально ориентированный» —  стал одним из воспевавшихся «устоев» германского общества, которому угрожали как раз коммунисты и евреи. Таким образом, Вернер Зомбарт из идеолога режима стал еретиком — со всеми вытекающими для себя последствиями.
В свою очередь, в СССР Зомбарта также не приветствовали, а с 1933 года и вовсе запретили печатать – как отступника от учения Маркса (вместо классового — расовый подход) и вообще без пяти минут идеолога национал-социализма.  Понятно, что не слишком жаловали ученого в Англии и США – странах, о которых Зомбарт писал с плохо скрываемым презрением как «вотчине евреев и торгашей». К слову, нынешним российским поклонникам нацизма также не лишне будет помнить цитату из представленной книги , где славяне приравнены к столь презираемым Зомбартом нациям —  неграм и евреям:
«Едва ли можно сомневаться, что, благодаря иммиграции большого числа евреев за последние десятилетия, значение евреев как количественного фактора в хозяйственной жизни Америки возрастает повсюду с гигантской быстротой. Следует принять в соображение, что уже теперь в одном Нью-Йорке живет больше миллиона евреев и что большая часть иммигрировавших евреев вообще не начинала еще капиталистической карьеры. Если общие условия в Америке будут развиваться дальше в том же направлении, как за последние десятилетия, если размеры иммиграции и процент прироста различных национальностей останутся такими же, как до сих пор, то через 50 или 100 лет Соединенные Штаты представляются моему умственному взору страной, населенной только славянами, неграми и евреями, и последним, конечно, будет принадлежать в ней экономическая гегемония».

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s