Удостоверение адъютанта командующего 53-й Авиационной Сталинградской дивизии дальнего действия гвардии майора Александра Тисенко. Выдано 18 июля 1944 года; последняя запись об увольнении в запас относится к сентябрю 1947 года.
Жители нынешнего Октябрьского района г.Ростов-на-Дону забросали городские власти жалобами на шум винтов и рев моторов военных вертолетов и самолетов, базирующихся на расположенном здесь Центральном военном аэродроме. Из-за этого соседства цены на жилье в районе со странным названием «Военвед» существенно ниже средних по городу. В ответ городские власти обещают уже в который раз рассмотреть вопрос о переносе военного аэродрома, но год за годом никаких решений на этот счет не принимается. Справедливости ради следует сказать, что жилые дома в районе некогда секретного аэродрома появились лишь в 90-е годы, и тогдашнее решение о жилищном строительстве здесь вряд ли можно назвать разумным. Однако что сделано, то сделано, и жители свежепостроенных многоэтажек в районе «Военвед» негодуют, даже не догадываясь о том, какая непростая история у этого небольшого аэродрома.
Как и пассажирский аэропорт Ростова-на-Дону, военный аэродром «Военвед» был создан в середине 20-х годов на дальней по тем временам окраине города. В наши дни район выглядит совершенно иначе, и взлетная полоса похожа больше не на аэродром, а на широкий проспект — правда, ведущий из ниоткуда в никуда.

Однако в конце 20-х годов аэродром был совершенно секретным объектом. «Военвед» был призван стать местом базирования первых советских бомбардировщиков — преимущественно закупленных за рубежом. Впрочем, изначально у России были бомбардировщики собственного производства. Еще в 1914 году, всего через несколько месяцев после начала Первой мировой войны, в России появилась первая эскадра бомбардировщиков — аэропланов «Илья Муромец», сконструированных Игорем Сикорским.
Высочайшее решение о создании эскадрильи подписал 23 декабря 1914 года император Николай II. С тех пор этот день считается датой рождения Дальней авиации России. Эскадра продолжила свое существование и после революции, и в конце 1918 года была преобразована в Дивизион воздушных кораблей (ДВК). Основными регионами применения дивизиона был Юг и Юго-Запад России. Однако в связи с развалом военной промышленности послереволюционной России, в 1922 году ДВК был расформирован из-за изношенности самолетов.
Примерно тогда же было принято решение закупать бомбардировщики за границей: выбор пал на французские самолеты FG-62 «Голиаф» и немецкие ЮГ-1, которые начали поступать на вооружение РККА с ноября 1925 года. Одновременно советские конструкторы работали над созданием нового собственного бомбардировщика. Наибольших успехов в этом достигло конструкторское бюро А.Н.Туполева, под руководством которого с 1925 года начался серийный выпуск ТБ-1. К 1932 году на вооружение поступило 216 таких бомбардировщиков. В декабре 1930-года прошли испытание бомбардировщика ТБ-3.
26 апреля 1932 года приказом Народного комиссара по военным и морским делам СССР Клима Ворошилова была сформирована 21-я Ростовская тяжелобомбардировочная авиабригада, местом постоянной дислокации которой и стал ростовский военный аэродром. Авиабригада входила в состав Северо-Кавказского военного округа и подчинялась напрямую начальнику Военно-воздушных сил РККА командарму второго ранга Я.И. Алкснису. Первоначально авиабригада состояла из двух авиационных эскадрилий: 1-я Ростовской и 2-й Андриановской, но уже к 1936 году число эскадрилий выросло до 4-х. На вооружении авиабригады состояли самолеты ТБ-1, ТБ-3 и Р-5. Позже авиапарк пополнился самолетами Р-6 и истребителем И-5.
![]() |
Самолеты ТБ-3 и Р-6 (на заднем плане) . Фото 1930-х годов. |
В 1933 году в составе авиабригады появляется десантный полк. В 1937 году несколько экипажей авиабригады перебрасываются в горы Памира для оказания военной помощи Китаю в борьбе с Японией. Попутно «сталинские соколы» снабжали проводвольствием и боеприпасами войска Китайской Красной Армии, теснимые войсками Чан Кайши. В 1938 году, в результате реформы военно-воздушных сил РККА, 21-я тяжелобомбардировочная Ростовская авиабригада была преобразована в 1-й отдельный тяжелый бомбардировочный полк. Летом 1939 года несколько экипажей полка, включая экипаж будущего Героя СССР летчика Николая Гастелло, принимали участие в боях под Халхин-Голом, а впоследствии были награждены Высшей государственной наградой Монголии.
Позже полк участвовал в освобождении Западной Белоруссии и Украины в ходе Польской кампании, а также участвовал в войне с Финляндией: тяжелые бомбардировщики Т-3 бомбили знаменитую «линию Маннергейма» 2-тонными бомбами. В 1940 года при выполнении налета на финский город Рованиеми был сбит и совершил вынужденную посадку на лед озера Муртоселкё самолет старшего лейтенанта Сергея Карепова — фотография сбитого самолета в те дни обошла всю западную прессу.
Накануне войны, в феврале 1941 года 1-й отдельный тяжелый бомбардировочный полк вошел в состав 42-й дальнебомбардировочной авиадивизии и стал именоваться 1-м тяжелым бомбардировочным полком. Перспективы отношений с Германией не вызывали иллюзий у военных, и весной 1941 года полк предусмотрительно меняет дислокацию и перебазируется сначала в район города Великие Луки, а затем в Калужскую область недалеко от г. Спас-Деменск — на аэродром Шайковка. В октябре 1941 года немцы оккупировали Калужскую область и овладели крайне важным для них в стратегическом плане аэродромом. Правда, немецкие самолеты заняли Шайковку не надолго — уже в январе 1942 года за аэродром начались ожесточенные бои, и Люфтваффе так и не смогло полноценно использовать его — разве что солдаты охотно фотографировались на взлетной полосе.
Однако тогда, осенью 1941 года, в результате наступления немцев полк срочно перебирается на подмосковный аэродром Монино. Экипажи полка принимают участие во всех крупнейших битвах осени 1941 года, включая битву за Москву. В декабре 1941 года полк вошел в состав 23-й смешанной авиационной дивизии (командир — полковник И.В. Георгиев). В начале января 1942 года полк едва не понес первые небоевые потери: командир полка полковник Иван Филиппов был вызван в Москву и арестован по обвинению в работе на фашистов, саботаже и выпуске самолетов в нелетную погоду. После почти двухмесячных допросов Филиппов был оправдан и назначен исполняющим обязанности командира 1-й транспортной авиационной дивизии. В марте 1942 года решением Государственного Комитета Обороны дальнебомбардировочная авиация была преобразована в Авиацию Дальнего Действия (АДД), подчиненной непосредственно Ставке верховного главнокомандующего. В свою очередь, 23-я авиационная дивизия была переименована в 53-ю авиационную дивизию дальнего действия, а 1-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк — в 1-й авиационный полк Дальнего Действия.
По мере вытеснения немцев на запад советскими войсками полк также начал продвигаться ближе к фронту. В августе 1942 года полк переехал из подмосковного Монино на аэродром Никифоровка неподалеку от одноименной станцией на отрезке железнодорожного пути Тамбов — Мичуринск. В Никифоровке полк дислоцировался до мая 1943 года — отдельные постройки того времени в поселке сохранились и по сей день.
![]() |
Бывшие казармы полка в Никифоровке |
В ноябре — декабре 1942 года полк бомбил немецкие войска в районе Сталинграда. В феврале 1943 года за доблестное участие в битве за Сталинград 53-я Авиационная дивизия дальнего действия получила наименование «Сталинградской». Именно это наименование фигурирует в служебном удостоверении майора Тисенко:
В феврале 1943 года командиром полка назначается майор Аграновский Иосиф Семенович, а в июне 1943 года командование 53-й Авиационной дивизии дальней авиации переходит к полковнику Василию Ивановичу Лабудеву, чья подпись стоит под печатью на удостоверении. Как известно, на фронте в звании росли быстро, и к 1944 году Василий Лабудев уже носил генерал-майорские погоны. Новым командиром полка в мае 1944 года назначен Василий Петрович Филин, чья подпись также фигурирует на удостоверении:
По окончании войны полк переименовывают в 194-й гвардейский Брянский Краснознаменный авиационный транспортный полк ВДВ. В новом подразделении обладатель удостоверения, как следует из записи, занимает должность оперативного дежурного. В июле 1946 года пришел приказ о перебазировании полка на Дальний Восток в Приморье. Перебазирование проводилось в несколько этапов на протяжении почти десяти лет. Судя по всему, не весь офицерский состав был готов к таким радикальным переменам в жизни, и в сентябре 1947 года (полк в это время был расквартирован на аэродроме Лопатино под Казанью) Александр Тисенко был уволен в запас и отправлен в распоряжение Сталинского РВК г.Ростов-на-Дону.
Тем временем полк переехал в Приморье, где оставался до 1960 года, после чего был передислоцирован в Фергану (Узбекистан). После развала Советского Союза в 1992 году полк перешел по наследству Республике Узбекистан, однако офицерам предоставили возможность выбора дальнейшего места службы — в России или Узбекистане. Полк продолжал свою работу, но уже в значительно меньших масштабах. В 1999 году в Вооруженных силах Узбекистана прошли масштабные сокращения, в результате которых полк был расформирован. В настоящее время Знамя 1-го гвардейского Брянского Краснознаменного авиаполка им. Н.Ф.Гастелло передано на хранение из музея Узбекистана в Центральный музей Советской Армии.
Родина героя нашего повествования — хутор Павленков, расположенный в Родионово-Несветаеском районе Ростовской области, — и сегодня выглядит примерно так же, как и в довоенные годы. Нам не удалось найти никаких упоминаний о живущих или живших тут ветеранах Великой Отечественной войны.

Военный аэродром «Военвед» в наши дни стал местом регулярного проведения авиашоу и военных парадов. За исключением ржавой стеллы с истребителем, сегодня здесь почти ничто не напоминает о 53-й Авиационной Сталинградской дивизии дальней авиации. Находившиеся здесь до недавнего времени старые самолеты были распилены; лишь некоторые из них пополнили коллекцию Таганрогского авиационного музея.
Не менее печальная судьба постигла и существовавший в советское время на базе Школы N 36 Музей 1-го гвардейского авиаполка, экспонаты для которого собирались в течение многих лет. По свидетельству ветеранов, в настоящее время музей разорен, и экспозиция практически не существует. На интернет-сайте нынешнего МОУ Гимназия N36 нет даже упоминания музея. Еще один музей полка действовал на станции Никифоровка (пос.Дмитриевка) Тамбовской области, где полк базировался во время войны и где получил знамя Гвардии, однако на сайте района также отсутствует хоть какое-то упоминание о нем.
Последняя встреча ветеранов полка в Ростове-на-Дону состоялась более чем два десятилетия назад — в апреле 1992 года. В 2002 году прибывшим из разных городов России ветеранам полка даже не дали посадку в аэропорту Ростова-на-Дону. Если верить некоторым публикациям, произошло это из-за желания властей скрыть факт разворовывания школьного музея полка. Правда, в 2010 году Администрация города Ростова-на-Дону вспомнила о прославленном подразделении и присвоила имя 1-го Гвардейского авиаполка одной из площадей в новом микрорайоне города.
Спасибо за статью «Сталинский сокол». Сила-в Правде.