Опричники новой веры

Настольная книга “Календарь антирелигиозника на 1941 год”.  Выпущена Государственным антирелигиозным издательством (ГАИЗ). Тираж – 100000 экземпляров. Основное содержание: цитаты советских вождей, заметки об организациях безбожников  в СССР, антицерковный фольклор, статьи, разоблачающие религиозные традиции, идеалы и праздники, и многое другое.  Интересный памятник советской политической литературы. Состояние хорошее. Некоторые страницы раскрашены школьником в 30-х годах.

*   *   *

Если в Советском Союзе середины 80-х годов прошлого века не было секса, то в молодой советской республике начала 40-х не было Бога. По крайней мере, на то, чтобы донести эту передовую мысль до полуграмотного пролетариата и крестьянства, была направлена вся антиклерикальная политика СССР. Этот календарь антирелигиозника помогал превращать (или, как говорили тогда, “перековывать”) вчерашних набожных работяг в убежденных атеистов. Выпускало календарь (хотя формат этой книги даже отдаленно не походит на то, что мы привыкли называть календарем) Государственное антирелигиозное издательство (ГАИЗ).
В дни, когда составлялся данный экземпляр (то есть во второй половине 1940 года), еще мало кто всерьез задумывался о возможной войне, за исключением небольшой хорошо осведомленной группы политической номенклатуры и генералитета. Жизнь казалась прекрасной, сулящей “светлое будущее” едва ли не завтра: Советский Союз уже “оброс” Прибалтикой, Польшей и, частично, Финляндией. Были подписаны долгосрочные  торговые и политические соглашения с Германией, а нарком иностранных дел В.Молотов планировал очередной дружественный визит в Берлин (как известно, этот визит оказался неудачным и последним). Советская пропаганда старательно делала вид, что “в Багдаде все спокойно”, а потому основными бытовыми проблемами советского народа считаются жуки-долгоносики, подрывающие сельское хозяйство, и малосознательные граждане, нет-нет да посматривающие в сторону Церкви. Поэтому вот уже восьмой сезон – с 1932 года – печатные станки ГАИЗа работали без остановки, помогая активистам антирелигиозного движения бороться с “опиумом для народа”.

Объему госзаказов ГАИЗа сегодня позавидовал бы любой современный издательский дом. Еще бы – ведь правильную, до запятой выверенную “просветительскую” литературу по самым различным вопросам атеизма и религии выпускали только здесь – от школьных антирелигиозных учебников и методических пособий об отношении марксизма-ленинизма и Компартии к религии до периодики.

bilet2 (1)

Координировал ГАИЗ Центральный совет Союза воинствующих безбожников (впрочем, воинствующими они стали только в 30-е годы, до этого были просто безбожниками). К 1940-му году численность Союза составила около 6 миллионов человек, которые гордо носили в кармане удостоверение “безбожника” и считали себя идейными борцами с религией во всех её проявлениях.  Существовал Союз безбожников еще до создания ГАИЗа – с 1925 года. Из под пера его членов в 20-е годы выходили ежемесячные журналы «Революция и церковь», «Безбожник у станка», «Воинствующий атеизм», «Юные безбожники», «Безбожный крокодил», «Наука и религия»(в том числе на татарском языке «Орен-ым-Дин» – для антирелигиозников мусульманских народностей). Примечательно, что британский парламент тогда запретил ввозить в страну «Безбожника» как аморальное издание. Кроме этих центральных журналов, в СССР имелось несметное количество провинциальных антирелигиозных газет, вестников, «уголков безбожника» в стенных газетах, школах, клубах и читальнях.  Собрания, демонстрации и митинги безбожников были неотъемлемой частью воспитательного процесса в школах и высших учебных заведениях.  Активисты ходили по дворам с лекциями о вреде религии, а иногда устраивали и “рейды” по частным квартирам  – искали в них иконы и стыдили несознательных граждан. 

Главным редактором большинства изданий ГАИЗа значился Емельян Ярославский – бессменный лидер Союза безбожников. Его книги “Библия для верующих и неверующих”, “Русские святые перед судом истории”, “Нужен ли колхознику Бог?”, “Атеизм Пушкина”, “Как родятся, живут и умирают боги и богини” и т.п. издавались ГАИЗом 100-тысячными тиражами, а затем оптом закупались районными партийными ячейками для бесплатного пополнения фондов, скажем, заводских библиотек.

Именно Ярославский в свое время составлял списки запрещенных книг и музыкальных произведений (к чему мы семимильными шагами возвращаемся сегодня). Соавтором “Календаря антирелигиозника на 1941 год” значится еще один деятель антирелигиозного движения Д.Е.Михневич. В свободном электронном доступе до сих можно найти еще одно издание под его авторством, датированное 1953 годом: “Очерки из истории католической реакции. Иезуиты”. Вот как сам он описывал свое произведение: “Пропагандистский памфлет против “Общества Иисуса”, католической Церкви и Запада вообще. Собраны все возможные и невозможные обвинения, произведённые в течение веков протестантскими, православными и коммунистическими авторами. Местами вызывает приступы смеха”.
Как говорится, комментарии излишни.
Обращает на себя внимание и эпиграф к “Календарю”: “Религия — опиум для народа”.  Разумеется, фраза эта ушла в народ не из антирелигиозного ежедневника 40-х годов, а благодаря всенародной любви к роману Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и к его последующим экранизациям. «Почём опиум для народа»? – риторически спрашивал Остап Бендер у отца Федора. Ответить на этот вопрос вряд ли сумел бы и сам Карл Маркс, одним из первых использовавший это образное определение религии в 1843 году в работе «К критике гегелевской философии права”.  Впрочем, Маркс вкладывал в свои слова о религии совершенно иной смысл, подразумевая под “опиумом” лекарство от душевных и физических мук. Как это было принято у большевиков, фразу выдернули из контекста и “бросили в массы”. Много позже  Иосиф Бродский в “Речи о пролитом молоке” обратит внимание на богоборцев:

Нынче поклонники оборота
«Религия — опиум для народа»
поняли, что им дана свобода,
дожили до золотого века.
Но в таком реестре (издержки слога)
свобода не выбрать — весьма убога.
Обычно тот, кто плюет на Бога,
плюет сначала на человека”.

“Бога нет!” – главная, и, пожалуй, единственная мысль календаря безбожника. Впрочем, в содержании этого сборника есть и практическая информация, достойная нашего анализа. Во-первых, издание напоминает о том, что в СССР была рабочая шестидневка (при необходимости работали и вовсе без выходных и не роптали). Во-вторых, мы узнаем, что 1941 год – это 24-ая годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Напоминают нам об этом на каждой из двухсот с лишним страниц. В-третьих, становится понятно, что красных (они же праздничные, они же нерабочие) дней в антирелигиозном календаре 1941 года было всего 6: 22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября, а также 5 декабря (подробнее о том, как в СССР сокращали рабочий день и почему он при этом увеличивался. читай в статье “Сложная арифметика труда”)

  

Для сравнения, в 2013 году россияне отдыхают 15 дней – и это не считая суббот и воскресений. По датам совпадают только майские праздники. Правда, в 1941 году 1 и 2 мая советские люди отмечали День международной солидарности трудящихся, мы же празднуем День весны и труда. 8 марта стало нерабочим только в 1965 году, так что искать его в календаре безбожника за 1941 год рановато. Нынешний праздник День народного единства (4 ноября) многие считают преемником 7 ноября – Дня празднования Великой октябрьской социалистической революции. Однако история у этих праздников совершенно разная, так что никакой связи между ними нет.

  

По понятным причинам нет в ежедневнике Дня Победы (9 мая) и Дня независимости (12 июня). В начале сороковых годов СССР еще обрастал новыми республиками, так что о независимости никто тогда не думал (разве только о независимости от церкви).  Отдельно выделяется в календаре еще одна дата – 9 января 1905 года, именуемое во всех учебниках «Кровавым воскресеньем». Этому событию посвящена целая глава, в которой священника Гапона называют не иначе как «авантюристом в рясе». На него же возлагается ответственность за кровопролитие. Судя по всему, 9-е января преподносилось тогда некой вехой, после которой начинался отсчет новой, атеистической истории России, пробудившейся от религиозного дурмана.

  

И все же, несмотря на формат, книгу эту не зря называют календарем – ее владелец будет знать о том, чем знаменателен для СССР каждый из 365-ти дней в году. Так, советский человек 1 января отмечает не только Новый год, но и 22-летие провозглашения Белорусской ССР. Кстати, сам Новый год безбожники не жаловали – по крайней мере, ни о каких новогодних каникулах тогда никто и не мечтал. Не даст забыть календарь, например, и о том, что 14 января 1918 года произошло покушение контрреволюционеров при пособничестве бухаринской банды на В.И. Ленина.

Разумеется, изобилует календарь цитатами Маркса, Энгельса, Сталина, Ленина, Кирова на антирелигиозную тему. Более всего режет глаз ленинское: “Религия – род духовной сивухи”. Сухую безбожную теорию и анализ философских трудов на атеистические темы (скажем, Гольбаха) составители сборника старательно разбавили подходящими иллюстрациями (например, И.Репина “Исповедь в тюрьме”). Выдержки из истории ВКП (б) щедро приправили народным фольклором, чтобы антирелигиозная мысль наверняка дошла до каждого, кто взял календарь в руки: “Поп молился чтобы колхоз развалился, и лоб разбил”, “Мы так устроили, что без попа урожай утроили”, “Бойся попа, как огня, не доверяй ему своих мыслей”. Более всего запоминается народная белорусская сказка “Бог и хомут”, в которой приравниваются оба “героя” заголовка.

Есть в календаре и странички, просвещающие читателей в вопросах астрономии. Пролистывая вполне доступно изложенные сведения о небесных телах, невольно вспоминаются слова профессора Ершова из советского фильма «Сердца четырех» того же 1941-го года: «Товарищи, всем вам известно, что Луна —спутник Земли. Это — погасшее светило сияет, так сказать, отражённым светом. Как говорится, светит, но не греет. Время обращения Луны вокруг своей оси равно времени обращения её вокруг Земли, благодаря чему нам всегда видна только одна сторона Луны. Мы, так сказать, имеем о ней весьма одностороннее представление». Это почти прямая выдержка из нашего антирелигиозного календаря. Проверьте – страница 190.
Надо сказать, что активная “богоборческая” деятельность Ярославского не прибавила ему популярности. Как и другой видный пропагандист того времени – Йозеф Геббельс (обычно изображавшийся карикатуристами в виде сидящей на плече у Гитлера обезьянки) – Емельян Ярославский снискал себе славу “цепного пса” сталинского режима. Отношение это отражалось в подпольных карикатурах, каждая из которых могла в то время стоить жизни не только автору, но и всей его семье.
Впрочем, “Календарю безбожника” не суждено было перешагнуть первое десятилетие своего существования. В 1942 году, в разгар битвы с фашизмом руководству страны пришлось радикально пересмотреть свое отношение к Церкви, и в 1942 году “Календарь безбожника” прекратил свое существование. Так что перед нами, скорее всего, последний в истории СССР выпуск антирелигиозного ежедневника.  А еще годом позже скончался и главный воинственный безбожник – Емельян Михайлович Ярославский (он же Миней Израилевич Губельман). После смерти Ярославский был кремирован, а урна с его прахом вмонтирована в Кремлёвскую стену на Красной площади – совсем рядом с его элитным ЦКвским домом в Романовом переулке (в советское время – улице Грановского). Наконец, сам Союз воинствующих безбожников был официально распущен в 1947 году, а его функции стало выполнять Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (общество «Знание»). Костяк специалистов по научно-атеистической пропаганде в нем составили те же самые кадры, которые ранее назывались безбожниками.
В завершение можно сказать, что, как это часто бывает в современной России, идейное наследие Ярославского никем официально не осуждено. Так что – наряду с повсеместным воссозданием церквей – именем Ярославского до сих пор названы улицы в Перми и ряде других городов России.

*

2 thoughts on “Опричники новой веры

  1. Календарь на 1941-ый, а школьник раскрасил его в 30-х. Эх…

  2. Комментировать тут нечего , можно только констатировать , бесы и их бесовская власть , зомбировала и развращала народ , в чём немало преуспела и результат мы видим в наши времена , развращённый , обезбоженный народ , так и живёт . НО , изгнание бесов началось , идёт и его уже не остановить . Слава Богу !

Comments are closed.