От Бутырки до “Шанели”

Двусторонний рекламный листок московской парфюмерной фабрики “Товарищество высшей парфюмерии А.Ралле и Ко”, посвященный выпуску новых ароматов: духов “Новая сирень” и парфюмерной линии “Серебристый ландыш”. Формат листка позволял использовать его в виде закладки для книги или альбома. Оригинал. Начало 1900-х годов.


История этой одной из самых известных не только в России, но и в Европе парфюмерных фабрик началась, как это нередко бывает, с маленького  свечного  заводика. В 1843 году предприимчивый француз Альфонс Антонович Ралле строит в районе Бутырок небольшую мастерскую по изготовлению стеариновых свечей.  Не первую и не последнюю в этом районе, однако ему удается опередить многих конкурентов и значительно расширить производство, наладив выпуск не только свечей, но также мыла и парфюмерии.

Рекламный листок фабрики “Альфонса ралле” из коллекции “Маленьких историй”

Уже к 1855 году фабрика получает титул “Поставщика двора его императорского величества”, а ее продукция – прежде всего, духи и туалетная вода, славится не только в России, но и по всей Европе. Одной из причин такого успеха было не только высочайшее качество духов (все компоненты завозились из Франции и Италии, но составы ароматов разрабатывались в России), но и весьма продвинутая для того времени маркетинговая политика: многие рекламные ходы А.Ралле стали своеобразным know how в истории российской рекламы (см. заметку “Мировой масштаб”)

Раскладной рекламный буклет фабрики “А.Ралле и Ко”

В том же 1856 году из-за болезни лёгких Альфонс Ралле продает фабрику своим компаньонам и фактически отходит от дел; фабрика, впрочем, по-прежнему носит его имя. Председателем Совета директоров фабрики становится Эдуард Бо – россиянин французского происхождения, сын солдата наполеоновской армии, попавшего в плен в 1812 году и ставшего затем артистом Императорского театра в Санкт-Петербурге.

В 1865 году по итогам  государственной экспертизы фабрика получает Первый разряд за широкий ассортимент и высочайшее качество продукции: пудра, мыла, эссенций, духов и туалетной воды, кремов и т.д. На Парижской всемирной выставке в 1878 году изделия компании были объявлены «выше всякой награды», а на Парижской выставке в 1900 году была получена высшая премия – «Гран-при».

vyatskayaВ 1899 году у фабрики появляется новое здание на Вятской улице, существующее до сих пор. Это было самое передовое парфюмерное предприятие того времени: производство было полностью механизировано, широко использовалось электричество, лифты, паровые машины, телефонная связь.  Для того, чтобы снизить затраты на импорт дорогостоящих западных ингредиентов, с конца XIX века на Юге России компаньоны фабрики создают специальные плантации эфиромасличных культур. В 1896 году компания преобразовывается в  «Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко» – именно такое название фигурирует на представленных в нашей коллекции артефактах.

Капитал общества стремительно растет и к 1913 году составляет уже более 2 миллионов рублей. На предприятии трудятся свыше 1500 рабочих. К этому времени фабрика Альфонса Ралле является поставщиком не только Двора его Императорского Величества, но и двора Шаха Персидского и даже князя Черногорского.

Магазин “Товарищества высшей парфюмерии “Альфонсо Ралле и Ко” на Кузнецком мосту

Стоит ли удивляться тому, что фирменные магазины «Товарищества высшей парфюмерии А. Ралле и Ко» располагались в самых престижных местах Москвы — в пассаже Солодовникова, что на Кузнецком мосту, а также в знаменитом Чижевском подворье на углу Никольской улицы и Богоявленского переулка. Эта парфюмерная марка настолько вошла в обиход светской жизни того дореволюционного времени, что нередко появлялась даже в сочинениях поэтов:

«Я снова полон сказкой детской,

И, бросив царственный Кавказ,

Мечта летит на мост Кузнецкий,

Как только пробил пятый час.

Там — царь девичих идеалов —

В высоких ботиках Качалов

Проходит у дверей Ралле

И отражается в стекле

Изысканного магазина,

Откуда льется аромат.

Здесь сделала мне шах и мат

Твоя прелестная кузина,

И пусть мой прах сгниет в земле —

Душа летит к дверям Ралле…»

Это страница с отрывком из стихотворения “Письмо” из поэтического сборника “Цветник царевны”, изданного в 1913 году Сергеем Михайловичем Соловьёвым – внуком и полным тёзкой знаменитого историка, племянником не менее знаменитого философа, троюродным братом Александра Блока. Всего через пять лет после выхода этих стихов фабрика Альфонса Ралле будет национализирована и переименована большевиками в “Государственную мыловарню №4 треста “Жиркость” (ныне фабрика “Свобода”). В том же году, когда вышел этот поэтический сборник, Сергей Михайлович Соловьёв окончит Московский университет и примет священный сан, а позже перейдет в редкую для Россию общину католиков восточного обряда. Почти 20 лет спустя, в 1931 году, Соловьёв будет арестован, во время затянувшегося следствия он психически заболеет и 10 лет спустя умрет в безвестности в клинике для душевнобольных в Казани.

А в 1941 году, во время бомбёжки Москвы немецкой авиацией, будет разрушено и здание бывшего пассажа Солодовникова, в котором некогда находился фирменный парфюмерный магазин Альфонса Ралле. Долгие годы на этом месте будет разбит сквер, позже застроенный новым зданием ЦУМа, которое вряд ли даже с натяжкой можно назвать украшением столицы.

На месте второго московского парфюмерного магазина Ралле в Чижевском подворье у самого Кремля, на углу Никольской улицы и Богоявленского переулка (Никольская ул.,8), сегодня находится аптека «Ригла», справа и слева от входа в которую любой желающий может увидеть изуродованные, но все еще существующие барельефы на пасторальные сюжеты французского архитектора Оскара-Жана Дидио, созданные специально для «Товарищества высшей парфюмерии А. Ралле и Ко». Дидио известен тем, что сконструировал некоторые известные промышленные здания в Москве – в частности, то же здание “А.Ралле и Ко”, фабричный дом “Товарищества Сиу и Ко” на Ленинградском проспекте (ныне здание фабрики “Большевик”) и др. Некоторые свои фабрики или фирменные здания Дидио украшал барельефами собственной работы.

В советское время правопреемником магазина Альфонса Ралле стал продмаг, однако дореволюционные барельефы были бережно сохранены. Московские управдомы побоялись даже повесить на них табличку с номером дома.

Однако нынешние хозяева спокойно укрепили на них многотонную конструкцию… Судьба большинства барельефов неизвестна – вот уже почти 10 лет здание на Никольской, 8 закрывает глухая строительная сетка, причём в некоторых местах металлические фермы для её крепления привинчены прямо к барельефам, что грозит им неминуемой гибелью. Их еще можно спасти. Надеемся, что руководство столицы не даст им погибнуть.

Но вернемся в пору расцвета «Товарищества высшей парфюмерии А. Ралле и Ко». С 1898 года в компании работает Эрнест Бо – сын главы компании Эдуарда Бо. Молодой сотрудник отличается усердием и с 1907 года становится главным парфюмером фабрики Альфонса Ралле.

220px-Ernest_Beaux
Эрнест Бо

В ту пору молодой специалист квартировал в новом шестиэтажном доходном доме по адресу Тихвинский переулок, №9, построенном в 1902 году. По соседству с Эрнестом проживал знаменитый московский архитектор, коллега Льва Кекушева, Владимир Васильевич Воейков (тот самый, что принимал участие в проектировании и строительстве Елисеевского магазина, гостиницы “Метрополь”, Политехнического музея). А весь верхний этаж здания в начале XX века занимала студия известного художника Петра Ивановича Келина, у которого некогда брал уроки живописи молодой поэт Владимир Маяковский. Надо сказать, что и живописец Келин, и архитектор Воейков сумели после 1917 года приноровиться к новой власти и порядкам, вполне благополучно продолжали заниматься своим ремеслом: первый преподавал во ВХУТЕМАСе, второй – проектировал советский Воронеж. Чего не скажешь об Эрнесте Бо, которому не нашлось места при новом режиме. Но не будем забегать вперед.

Главный парфюмер фабрики Эрнест Бо не случайно поселился в Тихвинском переулке – место это было очень спокойным и тихим, даже в советское время. По-соседству расположена красивейшая Тихвинская церковь, построенная еще в 1696 году, чей главный престол был освящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В начале 1930-х годов храм был закрыт и, как сухо сообщают источники, передан для нужд Станкостроительного института. Однако местные жители помнят, что в церкви долгое время располагались литейные цеха и керосиновая лавка. На восток в 5 минутах ходьбы – Лазаревское кладбище и церковь Сошествия Святого Духа. Неподалеку – Александровский институт и Мариинская больница на Божедомке.

Но главное удобство для Эрнеста заключалось в том, что сегодня невероятно высоко ценит каждый москвич – от дома до работы всего несколько минут неспешным шагом. Однако и над детищем лучших российских парфюмеров сегодня нависла угроза. В сентябре 2017 года стало известно, что косметическая фабрика “Свобода”, которая, к слову, входит в десятку крупнейших косметических предприятий России, собралась вдруг перенести свои производственные мощности на окраину Москвы, в Медведково. Нынешнюю же территорию предприятия площадью 22 гектара, расположенную в 200 метрах от станции метро «Дмитровская», между Вятской, Башиловской, 1-й Хуторской и 4-м Вятским переулком, градостроительно-земельная комиссия Москвы разрешила застроить 369 850 кв. м недвижимости, из которых 293 300 кв. м – жилье, а остальное – коммерческие площади и объекты инфраструктуры. Другими словами, корпуса старейшей в Москве парфюмерной фабрики снесут, а их место займут очередные 29-этажные элитные дома. И все это, как заявляется, в рамках реализации столичной программы “освоения промзон”. Как сообщает m24, что в 2012 году столичные власти продали свою долю фабрики (49%) ООО «Эстел», входящему в группу «Букет» Владислава Бурова, который является давним партнером первого замглавы администрации президента РФ Вячеслава Володина. Примечательно, что сделка состоялась на тех условиях, что фабрика не будет менять профиль и на ее месте нельзя будет построить жилые дома. Но все меняется. Весной 2016 года стало известно, что полноправным владельцем фабрики стал Московский индустриальный банк (МИБ) Абубакара Арсамакова. В августе 2018 года СМИ сообщили, что девелопером проекта жилого комплекса, запланированного на месте фабрики «Свобода» на Вятской улице, будет компания Ingrad Романа Авдеева, для чего уже учреждена организация «Специализированный застройщик «Вятская». Застройка площадки начнется сразу после того, как фабрика освободит полуторавековые производственные корпуса.

Но вернемся к нашему герою-парфюмеру. Грянула Первая Мировая война, и перспективный специалист уходит на фронт. В 1917 году в России происходит революция, и Эрнест Бо возвращается с войны не в родную Москву, а на землю предков – во Францию. Но уже в 1918 году в составе французских частей Антанты он возвращается в Россию – в составе британо-французского десанта в Мурманске. О деятельности Эрнеста Бо в эти два года войны на русском Севере ходят самые противоречивые слухи. Несостоявшуюся звезду российской парфюмерии обвиняли даже в том, будто бы он возглавлял расположенный под Мурманском концентрационный лагерь для пленных большевиков. Так это или нет, но несомненно одной: этот период жизни оставил неизгладимый след  в жизни теперь уже французского подданного Эрнеста Бо.  В 1920 году он возвращается во Францию и устраивается на работу в филиал некогда родной для себя компании “Ралле” в Грассе. В том же 1920 году Эрнест Бо создает знаменитую “Шанель  N5» и утверждает, что этот аромат ему навеяли дни сражений на русском Севере. С этого момента Эрнест Бо становится великим французским парфюмером, и почти никто никогда не вспоминает о том, что свой путь к вершине мировой славы он начал в Москве.

chanel_5_1920_boxchanel_5_1920_tester

Пробник  первой партии духов Chanel N5 1920-го года из коллекции “Маленьких историй”

Увы, всемирная слава Эрнеста Бо и его “Шанели” уже не могли помочь московской фабрике “Ралле”. После революции фабрика “Товарищества Ралле и Ко” была национализирована и сменила свое всемирно известное имя на будничное “Государственный мыловаренный завод №4 треста Жиркость”.

Накладная треста ТЭЖЭ из коллекции Маленьких историй

В 1920-х годах фабрике было присвоено название “Свобода”, под которым она существует до сих пор. В 1930 году парфюмерное производство на  “Свободе” закрыли, а производственные мощности перевели на вновь созданную фабрику “Новая заря”.

sv_1927
Комсомольцы фабрики “Свобода” на построении. 1927 год.

 Некогда всемирно известная фабрика “Ралле” выпускала теперь зубной порошок, мыло, а во время Великой Отечественной войны и вовсе перешла на выпуск боеприпасов.  В некотором смысле фабрике все-таки повезло: в Советском союзе она не только сохранила свое существование,  но и фактически стала монополистом,  так что в каждой советской семье было мыло или зубной порошок с узнаваемой эмблемой в виде буквы “С”.  Повезло “Свободе” и после развала СССР: вопреки печальной постперестроечной традиции, фабрика не прекратила своего существования, а ее помещения избежали участи превращения в очередной модный бизнес-центр. Сегодня ОАО “Косметическое объединение Свобода” – вполне успешное предприятие, по числу сотрудников (1200 человек) почти догнавшая фабрику “Ралле” начала ХХ века. Однако большой вопрос, что станется с предприятием после того, как его переведут на новое место. Хочется надеяться, что детище, созданное более полутора веков назад Альфонсом Ралле, не канет в небытие из-за желания нажиться на очередном жилом человейнике.

При подготовке статьи использовались материалы из сайта История ГосударстваБлога Елены Хорватовой, сайта Oldmos.ru

1 thought on “От Бутырки до “Шанели”

Comments are closed.