Средство от плена…

Пистолет «Langenhan Mod III» (третьей модификации) калибра 6,35 мм, выпущенный в начале 20-х годов прошлого века ружейно-велосипедной фабрикой Фридриха Лангенхана в городе Зуль в Тюрингии (Gewehr- und Fahrradfabrik Fr. LANGENHAN, Suhl).  Так называемое «жилетное» ( «Westentaschenmodell») или, по-другому, «карманное»  оружие, легко помещавшееся в дамской сумочке и даже жилетном кармане своего владельца — длина пистолета составляет всего 12,7 см при весе в 450 граммов.  Выпускался с 1918 по 1930 г.г., однако оставался в продаже до середины 30-х годов.  Несмотря на то, что к 1940-м годам выпуск пистолета был давно прекращён, многие офицеры Вермахта, особенно из числа ветеранов, использовали его в ходе Второй мировой войны как вспомогательное оружие или  — как мрачно шутили они сами — в качестве «последнего средства от плена».  Однако далеко не всегда владельцам хватало духа воспользоваться этим «средством».  Один из таких пистолетов находится сейчас в частном собрании в Прибалтике, он и послужил основой для данной публикации. По словам владельца, оружие с 1943 года принадлежало бывшему сотруднику лагеря для немецких военнопленных в подмосковном Красногорске, который выменял его на дополнительный паёк у одного из немецких офицеров. Оригинал, состояние хорошее.

Крохотный курортный Санкт-Блазиен в немецкой земле Баден-Вюртемберг известен бенедиктинским монастырём, которому больше тысячи лет, и одним из крупнейших католических соборов Европы. Местные пасторальные окрестности ничем не напоминают о славной производственной истории этого городка.

городок Санкт-Блазиен в наши дни
городок Санкт-Блазиен в наши дни

В 1842 году Фридрих Лангенхан основал здесь свою «Гевер-унд Фаррадфабрик», где несколько десятилетий делал охотничьи ружья и велосипеды. Но к концу века модной и прибыльной темой стало автоматическое оружие, револьверы и пистолеты, и герр Лангенхан решил переориентировать свое производство. Правда, ему пришлось искать свою нишу, потому что рынок рос как на дрожжах, и производством ручного оружия занимались уже многие.

Реклама велосипедно-ружейной фабрики Лангенхана.

Для начала Фридрих Лангенхан изучил рынок. Первые экземпляры нового кавалерийского оружия были изготовлены в 1536 году итальянцем Ветелли, который жил и работал в городе Пистойя, отсюда и пошло название пистолетов. А в военных целях их впервые применила немецкая кавалерия, это было в 1544 году в битве при Ранти. За несколько столетий конструкция пистолетов мало изменилась: они напоминали ружья, только уменьшенного калибра, чуть позже появились ещё ударные кремниевые замки.

Фридрих Лангенхан
Фридрих Лангенхан

Многозарядное ручное оружие изобрели в Америке, но его первооткрывателем был совсем не Сэмюэл Кольт, как думают многие. На самом деле кремнёвый револьвер запатентовал еще в 1818 году офицер из Массачусетса Артемас Уиллер. А история современного револьвера началась в 1830-х годах с изобретения американца Джона Пирсона из Балтимора. Вот только конструкцию своего замечательного револьвера он продал тому самому Кольту за минимальную сумму. Как бы там ни было, в 1836 году Кольт открыл в США первую фабрику по массовому производству капсюльных револьверов, и с этого момента началось их триумфальное распространение, которое за три десятка лет привело к полному «вымиранию» однозарядного оружия.
Но первый действующий автоматический пистолет сделали всё же в Европе, его выпустила австро-венгерская оружейная фабрика «Штейер» в 1892 году. И потом началась пистолетная эпидемия: конструкторы из Франция, Германии, Бельгии, Великобритании стали создавать свои модели, каждая из которых отличалась конструкцией, калибром, способом перезарядки. Кто-то использовал энергию отдачи свободного затвора при неподвижном стволе, другие — трение боеприпаса при движении по стволу. Конструкторы дали имена своему оружию, и сегодня их знает весь мир: это Фердинанд Манлихер, Джон Мозес Браунинг, братья Маузер, Карл Вальтер.
Поначалу пистолеты продавали как средство самообороны, но постепенно их стали принимать на вооружение в армиях. Очень удачную модель парабеллума немца Георга Люгера в 1904 году ввели на вооружение сначала у пулеметчиков и во флоте, а через четыре года — во всей армии. Его использовали также в армиях Болгарии, Португалии, Греции, Голландии, Финляндии, Афганистана и других государств. Производство «парабеллумов» было прекращено только в 1942 году, всего их было выпущено около полумиллиона штук.
Идея Фридриха Лангенхана заключалась в том, чтобы сделать облегченный автоматический пистолет для гражданской самообороны, который было бы удобно носить в кармане пальто. Ведь парабеллум ни в один карман не поместится. И, как сказали бы сегодня, его маркетинговая стратегия сработала отлично. Более того, так как разрабатывать свой пистолет он начал одновременно с началом Первой мировой войны в 1914 году, а патент оформил в 1915-м, основным покупателем оказалась немецкая армия, которая поставила этот пистолет на вооружение в качестве «Aushilfswaffe», то есть вспомогательного оружия. Лангенхан скромно зашифровал свое имя в названии первого пистолета, известного как девятимиллеметровый «ФЛ Зельбстладер» (F.L. Selbstlader). Успех этой модели не остановил творческих исканий оружейника, и чуть позже он выпустил укороченную модификацию пистолета под патрон 6,35 миллиметров от «браунинга». Вторую модификацию конструктор уже назвал полностью своим именем Langenhan M II. Если первая модификация была выпущена в количестве восьми тысяч штук, то серийный номер последнего пистолета во второй серии был 52500. Фридриху пришлось даже перенести производство пистолета в город Зуль, где и были произведены на свет третья и четвертая модификации, отличавшиеся друг от друга размерами и емкостью магазина. Кстати, длина ствола поздней модификации составляла 80 миллиметров, масса пистолета без патронов была около полукилограмма, магазин вмещал восемь патронов.
Надо сказать, что в своём изобретении Лангенхан был не одинок. В начале века многие крупные оружейные компании стали изготавливать миниатюрные пистолеты — преимущественно для гражданской самообороны. В числе прочих, выпуском такого оружия занимались и другие оружейники из того же города Зуль, который можно считать аналогом российской Тулы — столько здесь производилось всяческого оружия, в числе которого и многие марки, известные нашему читателю по многочисленным фильмам о войне пистолет-пулемёт Шмайсера, автомат MP-40 и т.д. Кроме того, миниатюрные пистолеты выпускали такие гиганты, как Браунинг, Вальтер, Люгер, Зауэр…

Реклама миниатюрного пистолета компании Зауэр и Сыновья.

Хотя пистолет Лангехана уступал своим конкурентам по некоторым показателям, например, по убойной силе, но как ни странно, вермахт активно пользовался этим оружием и во вторую мировую войну. Во-первых, из-за компактных размеров он был самым удобным для ношения в кармане шинели, и он по-прежнему был лишь вспомогательным оружием. Во-вторых, наиболее популярным он был у штабных офицеров, высших чинов, которые не принимали участия в активных военных действиях. Как сегодня шутят эксперты, «лангенхан» — это удобное оружие для самоубийства. В 1930 году производство «Лангеханов» было прекращено, но к тому времени было выпущено 85 тысяч пистолетов.
По одной из легенд, самым известным хозяином «лангенхана» был фельдмаршал Фридрих Паулюс, взятый в плен под Сталинградом. В момент ареста оружия при Паулюсе не было, он не собирался отстреливаться или застрелиться. Когда его попросили сдать личное оружие, он ответил, что пистолет у адъютанта. По легенде, фельдмаршальский «лангенхан» вместе с его бывшим хозяином был доставлен в подмосковный Красногорск, где находился лагерь для военнопленных генералов фашистской армии. Здесь, якобы, Паулюс выменял пистолет на лечебные травы, так как страдал от онкологического заболевания.

Фельдмаршал фон Паулюс в советском пену в Красногорске

Зато еще об одном владельце «Лангенхана» информация абсолютно достоверная, более того, сам пистолет можно увидеть в Центральном музее вооруженных сил в Москве. Он принадлежал командиру 1-й украинской партизанской дивизии Герою Советского Союза Петру Петровичу Вершигоре. Доподлинно неизвестно, при каких обстоятельствах этот пистолет попал к Вершигоре. Но будучи первоначально заместителем по разведке у знаменитого партизанского командира Ковпака, он наверняка либо сам добыл трофейное оружие, либо получил в подарок от своих подчиненных-разведчиков. Гораздо интереснее выбор именно этой модели.

Петр Вершигора
Петр Вершигора

Во-первых, нужно сказать, что не только Петру Петровичу Вершигоре нравилось необычное оружие. Тут же, в музее вооруженных сил расположен стенд с подлинным трофейным оружием командиров других партизанских групп. Очевидно, что партизаны предпочитали не банальные «вальтеры» и «люггеры». Например, у командира Черниговского отряда Алексея Федорова был пистолет системы Маузера, легендарное оружие первой мировой и русской гражданской войн, которое к сороковым годам прошлого века стало, конечно, уже экзотикой. Командир отряда житомирского партизанского соединения Константин Арефьев тоже предпочитал достаточно редкое личное оружие — чешский «CZ». И все же у Вершигоры были свои причины отдать предпочтение именно «лангенхану». Как уже говорилось, Вершигора был разведчиком, а для диверсионной работы этот пистолет подходил как нельзя лучше: компактный, относительно тихий из-за низкой скорости вылета пули из ствола, и почти бесшумный при использовании с глушителем. Возможно, среди трофеев бывал и более современный на то время и более распространенный Вальтер-ПП, который при тех же габаритах и массе был надежнее и удобнее. Но здесь, вероятно, срабатывал тот самый фактор «экзотичности»: партизанскому командиру, очевидно, хотелось щегольнуть раритетной техникой.
Нужно еще учитывать и особенности личности самого Вершигоры. Это был очень разносторонний человек, творческая натура. Ещё в юности он увлекался самодеятельным театром, выступал в сельском духовом оркестре. В 1925 году пошёл добровольцем в Красную армию, и там был сначала барабанщиком, а потом старшиной музыкальной команды. После армии окончил ВГИК, работал режиссером на Киевской киностудии. И вместе с тем он стал настоящим героем войны. Взвод под командованием Вершигоры прикрывал переправу дивизии через Днепр, Вершигора был ранен, попал в окружение, но захватил немецкую машину и с группой бойцов проехал за сутки больше 100 километров по тылам фашистов, прорвался к своим. С осени 1941 по апрель 1942 года он был военным корреспондентом политотдела одной из армий. Там освоил фотоаппарат и уже не выпускал из рук старенький ФЭД, даже получив назначение заместителем командира партизанского соединения. Сегодня Вершигора считается одним из самых значительных фотографов Второй мировой войны.
Как режиссер, он любил внешние эффекты, «картинку», хотел отличаться от остальных командиров. Именно поэтому носил огромную бороду, китель без уставного ремня, руки постоянно держал в карманах. Радисткой у него была очень эффектная блондинка, а одним из самых эффективных его разведчиков, который пустил под откос несколько эшелонов, взорвал железнодорожный мост, завод, и даже один самолет, был… безрукий человек. И в эту картинку необычного партизанского командира «лангенхан» вписывается, конечно, как нельзя лучше.
У коллекционеров «лангенхан» сегодня пользуется большой популярностью. Правда, оригинал купить практически невозможно, а вот макет оружия, полностью соответствующий оригиналу, но не способный стрелять, можно заказать через интернет. Макет в идеальном состоянии с «родным» воронением предлагают по цене около 1500 долларов США.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.