Первый по свободе

Журнал “Огонёк” №39 за сентябрь 1990 года под редакцией В.Коротича. Это самый первый номер журнала после его выхода из-под опеки Издательства ЦК КПСС “Правда”, о чем свидетельствует гордая надпись “Учредитель – трудовой коллектив редакции журнала “Огонёк” на обратной стороне обложки. Для сравнения можно посмотреть аналогичную страницу февральского выпуска журнала за тот же 1990 год, с надписью “Издатель – издательство ЦК КПСС “Правда”.  Об этом важнейшем событии в жизни издания рассказывает редакционная заметка на той же второй странице обложки.  Полный скан издания можно посмотреть в разделе “Библиотека”.

*     *     * Читать дальше…

Традиционно первую полосу издание посвящает информации о последних митингах. В данном случае, о сентябрьском митинге с участием порядка 150 тыс.человек в Москве. Любопытно требование митингующих к тогдашнему главе Правительства СССР Николаю Рыжкову поддержать программу 500 дней (первая попытка Г.Явлинского выступить в роли экономиста национального масштаба), а также предоставить “кредит доверия” Моссовету, в то время возглавлявшемуся Гавриилом Поповым.

СнимокЕще более интересный материал ожидает нас далее – на второй полосе издание приводит ходящую по бюрократическому кругу бесконечную чиновничью переписку, цель которой – срочно обеспечить московские табачные фабрики “Ява” и “Дукат” комплектующими для фильтров.  Почему эта тема стала столь острой для журнала? Потому что из-за простоя фабрик по всей Москве уже выстраивались гигантские очереди за сигаретами, процветала спекуляция, что могло дискредитировать молодые демократические власти Москвы. Не менее любопытно и то, что от лица Мосгорисполкома переписку ведёт тогдашний зампредседателя этого ведомства, глава Московского городского агропромышленного комитета (Мосгорагропром) Юрий Михайлович Лужков.  В журнале мы найдем также многословные размышления одного из тогдашних лидеров Демократической платформы (полное название – Демократическая платформа в КПСС) Вячеслава Шостаковского; большое эссе, посвященное искусству ГУЛАГа; еще одно эссе, посвященное проблемам медицинского обслуживания заключенных в советских ИТУ; а также исключительно интересный исторический материал о первом громком политическом процессе в СССР – по так называемому “делу эсеров” в 1922 году. Интересна приводимая в статье цитата одного из организаторов процесса, тогда еще “верного ленинца” Григория Зиновьева, в газете “Правда” так своеобразно оправдывавшегося в  расправах над своими недавними политическими конкурентами: “…Говорят, что это месть. Но это глубоко не так. Если  бы дело шло только о мести, то ведь мы никогда не отрекались от методов расправ и более прямых…”  Еще один “гвоздь номера” – публикация отрывков разоблачительной книги умершего в США русского эмигранта Юрия Елагина “Укрощение искусств” со вступительной статьёй Мстислава Ростроповича, лично дружившего с автором.
Есть в номере поразительный репортаж о кладбище советских военных судов Тихоокеанского флота под Владивостоком. Правда, автор скорбит не об уходящей на дно военной мощи, а о том, что морское начальство не спешит продать это народное достояние на металлолом. Из безусловно интересного – большое интервью с Александром Абдуловым под заголовком “Бедный мальчик из Ферганы”. С высоты сегодняшнего дня главный материал номера остался на последних полосах. Он называется “Не рыдайте обо мне” и посвящен убийству священника отца Александра Меня, вызвавшему шок в российском обществе. По сути, это был первый в истории новейшей России теракт со стороны право-радикальных сил, однако власти попытались придать этому убийству бытовой характер, и многие россияне были склонны поверить в эту версию – в те годы мало кто мог предположить, что вот просто так можно взять и убить известного человека. Последнее, чем интересен номер, это размещенной на задней обложке рекламой тогда еще малоизвестной фирмы по торговле компьютерами и оргтехникой под названием МММ…

Смотреть весь номер