О льне, купцах и дешёвых харчах

Любопытный документ, озаглавленный как “Книжка для забора харчей из фабричной лавки И.В.Клюшникова в селе Ново-Писцове”, выпущенный в 1910-х годах и так и оставшийся незаполненным. Книжка предназначалась для учета продуктов питания, выдаваемых фабричным  рабочим в счёт зарплаты – распространённая в те годы схема, позволявшая промышленникам экономить на зарплате, часть которой выдавалась талонами для отоваривания в принадлежащих этим же купцам лавках. Судя по надписи “Доверие разрешается в течение месяца до _____ рублей”,  фабричные порядки предусматривали возможность получения “харчей” в долг. Оригинал, состояние отличное.

 *     *    *

Посёлок Новописцово раскинулся по обе стороны реки Сунжи в 15 км от станции Вичуга железнодорожной ветки Иваново-Кинешма. В наше время посёлок относится к Вичугскому  району Ивановской области, однако до революции числился за Кинешемским уездом Костромской губернии.

Новописцово в наши дни
Посёлок Новописцово в наши дни

Своим появлением, равно как и приставкой “ново-“, посёлок обязан купцам Клюшниковым, построившим в деревне Писцово Вичугской волости Кинешемского уезда Костромской губернии две льняные фабрики. Как следует из документов середины XIX века, к моменту появления фабрик деревня насчитывала всего 26 дворов и 172 жителя – почти поголовно безграмотных. Люди жили бедно, крыши крыли соломой, обстановка в избах была убогой: непокрытые стол и скамейка, несколько табуретов, керосиновая лампа, пара икон в переднем углу.  Основным промыслом местных крестьян было производство и обработка льна;  почти в каждом доме была прялка и примитивный ткацкий станок. Пряли для себя и на продажу. Однако льна в округе было в избытке, а потому ткани были  дешевыми и особых доходов никому не приносили.
Дешевизной местного льна и решили воспользоваться купцы Клюшниковы, старший из которых – кинешемский купец Иван Сергеевич Клюшников – еще в 1847 году завел здесь небольшое ткацкое предприятие по производству льняного полотна. Сырьё покупал на местном базаре за бесценок. После отмены крепостного права положение крестьян еще более ухудшилось – теперь им пришлось платить за землю, а потому к дешёвому местному льну добавилась не менее дешёвая рабочая сила. Грех было этим не воспользоваться, и в 1869 году потомки Ивана Сергеевича Клюшникова – братья Николай и Василий (оба к тому времени купцы 2-й гильдии) основали в Писцово сразу две льняные фабрики, каждый свою. Первоначально здания фабрик были одноэтажные, деревянные. Однако место их расположения было выбрано удачно, на перекрестке дорог из Кинешмы в Плёс и из села Вичуги на пристань в селе Семигорье.

Карта Кинешемского уезда. XIX век.
Карта Кинешемского уезда. XIX век. Волостной центр Вичуга расположен под надписью Kineshma.

Кроме собственно ткани, братья выпускали полотенца, скатерти, салфетки и другую готовую продукцию на общую сумму до 60 тысяч рублей в год.  В производстве было занято порядка 80 человек – то есть для деревни Писцово фабрики уже тогда стали, как говорят сегодня, градообразующими педприятиями. Однако оборудование фабрик было примитивным, механизмы приводились в движение конным приводом, и конкурентоспособность изделий была низкой. В 1862 году старший из братьев – Николай – закрыл свою фабрику и перевёл деньги в другое дело. Однако младший брат – Василий Иванович продолжил дело отца и достиг успехов.  Фабрика развивалась, устанавливались новые связи, росло число заказов. Вскоре все производство перешло на фабрику, жители посёлка перестали ткать на дому. В 80-х годах XIX века предприятие стало процветающим, было заменено оборудование, начали возводиться современные по тем временам кирпичные корпуса. Однако к началу XX века Василий Иванович в силу преклонного возраста постепенно отходит от дел, и в 1904 году окончательно оставляет руководство фабрикой, примыкает к религиозной секте странников и уходит из дому – как позже выяснится, навсегда. Его родственникам и потомкам так и не удалось отыскать место его последнего пристанища.
Фабрика перешла в руки сына Василия Ивановича – Иосифа Васильевича Клюшникова, того самого, чьё имя красуется на титульном листе артефакта из нашей коллекции. Иосиф Васильевич был человеком не только предприимчивым, но и весьма представительным.  В Ново-Писцове он был известен и как купец, и как староста храма Петра и Павла, построенного в 1903 году старшим из братьев-купцов Николаем Клюшниковым (тем самым, что закрыл свою фабрику)  в память о своём безвременно умершем в 1899 году старшем сыне Петре.

Храм Петра и Павла в Ново-Писцове. Первоначальный вид.
Храм Петра и Павла в Ново-Писцове. Первоначальный вид.

Освященный в 1903 году храм стал единственным публичным местом в поселке: в Ново-Писцово тогда не было ни своего клуба, ни библиотеки, ни даже больницы. Любопытно, что для содержания храма братьями-купцами была использована технология эндаумента: в банк были помещены средства, которые не могли быть потрачены никоим образом, но проценты с них шли на поддержание и ремонт храма до скончания века.  Правда, после победы большевиков этот вклад исчез, так и не выполнив своего предназначения, а храм был разрушен в 30-е годы.
Но это случится позже, а пока Иосиф Васильевич Клюшников становится не только старостой храма, но и полноправным владельцем льняной фабрики и почетным гражданином Кинешмы. В 1913 году в честь 300-летия династии Романовых Иосиф Васильевич получил почётную медаль за развитие промышленности. И вполне заслуженно: к тому времени на Ново-Писцовской фабрике работали свыше 1200 человек, а годовой оборот превысил 600 тысяч рублей.
В 1916 году под воздействием революционных подстрекателей  на Ново-Писцовской фабрике, как и на других предприятиях Кинешемского уезда, начинаются рабочие волнения. Вот как описывал эти события в своих дневниках один из участников революционного движения, чиновник Ярославской земской управы, член РСДРП, а по совместительству – правнук флигель-адъютанта при Людовике XVI Евгений Федорович Дюбюк:
“В январе-феврале в Костромской губернии повсеместно прошли забастовки на маленьких фабриках. Почва — дороговизна. Вчера кончилась забастовка (почти месячная) у Горбунова в Середе. Просили прядильщики вначале по 20-30% на сорт, а пришлось, в конце концов, прибавить всем по 10%. (…) У Скорынина замечается уход ткачих с фабрики в деревню. Берут расчет и уходят. Объясняют так: «3имой ходили на работу в валенках, теперь распутица будет, башмаки стоят 12 руб.; все дорого — крупчатка, сахар; самый плохой ситец — 35 коп. аршин; после распутицы будем ходить на фабрику, но уже босиком, чтобы не портить обуви». (…) Забастовки были на ряде мелких фабричек, а на крупных до них дело не доходило — хозяева шли навстречу. Отмечают повышенный тон рабочих. Забастовки на почве дороговизны. (…) На фабрике А.А.Разоренова, по словам владельца, на днях рабочие ему сказали, требуя прибавки: «Ботинки дорого стоят, а Вы нашими руками жар загребаете». (…) Липинский, директор большой Кинешемской мануфактуры, говорит: «3автра у нас на фабрике рабочие (ткачихи) придут просить по два шелковых платка, пару шевровых ботинок и 5 руб.» Фабриканты ржут от остроты. (…)Сообщили за ужином, что сегодня на фабрике Клюшникова забастовали рабочие”.
Следует заметить, что к тому времени положение рабочих на российских фабриках вовсе не было столь ужасным, как это принято описывать. После событий 1905 году многие фабриканты старались обеспечить своим работникам нормальные условия не только на производстве, но и в быту. В рабочих посёлках строились больницы, библиотеки, комфортабельные общежития, театры и даже синематографы, как это было, например, на фабрике М.С.Кузнецова в Тверской губернии. Тот же Иосиф Клюшников ещё в 1913 году на собственные средства построил  в соседней деревне Колокольцово земскую школу. в следующий раз школу здесь будут строить лишь в 1937 году. Получает распространение выдача рабочим питания (или “харчей”) – иногда бесплатно, по строго оговорённым квотам, иногда – с существенной “корпоративной” скидкой в местной заводской лавке, как правило, принадлежавшей тому же хозяину.
Но если до 1916 года фабриканты ещё как-то справлялись с растущими революционными настроениями, то после февральской революции 1917 года всякая надежда на исправление ситуации пропала (см. заметку “Неудобная дата”). Весной 1917 года Иосиф Клюшников предпринимает отчаянную попытку спасти свой бизнес: он вывозит весь выработанный на фабрике товар в Москву и пытается переправить его за границу через морской порт Одессы. Однако в Одессе революционные настроения ничуть не меньше, чем в Москве, и весь товар объявляется конфискованным революционными матросами. Не находя выхода из создавшегося положения, в конце июля 1917 года Иосиф Васильевич застрелился из ружья в своём рабочем кабинете.
Новая страница в истории посёлка начинается в 1938 году, когда указом президиума Верховного Совета РСФСР был образован поселок городского типа Ново-Писцово.В него вошли деревня Писцово и все окрестные деревеньки и сёла, ставшие улицами нового посёлка. Так, деревня Тетибоково была переименована в улицу ”Советская”, деревня Колокольцово в улицу «Маевка», село Ново-Писцово стала улицей «Кооперативная». Кроме того, из черты поселка было выделено кладбище вместе с семейной усыпальницей Клюшниковых, а бывшую церковь Петра и Павла (закрытую в 1939 году после ареста и расстрела священника А.Беляева и изъятия колоколов) передали под склад и пекарню.

Семейный склеп купцов Клюшниковых возле церкви Петра и Павла в Новописцово. Фото Александра Богданова.

Во время Великой отечественной войны льняной комбинат работал в полную силу – шил обмундирование и амуницию для фронта.  К 1950-м годам Новописцовский льнокомбинат  – это уже передовое предприятие текстильной промышленности, выпускающее 40 артикулов продукции, в том числе отправлявшейся на экспорт. Изделия комбината появляются в магазинах Бельгии, Франции, Канады, Финляндии, Кубы, Польши, Вьетнама и т.д.  В 1967 году посёлок  насчитывает почти 5 тысяч жителей и состоит из  37 улиц.

Руины церкви Петра и Павла в Новописцово. Автор фотографии: Александр Богданов.

В 90-е годы посёлок и комбинат приходят в упадок.Численность населения сокращается почти на 1/3, число работающих на комбинате не превышает 400 человек, а сам комбинат переходит из рук в руки. Сначала  в 1999 году на базе предприятия было создано ОАО “Ленок”, которое в 2002 году через процедуру банкротства вывело активы комбината в ООО Льнокомбинат “Новописцовский”.  Позже  это имущество будет переходить из одного ООО в другое, и в какой-то момент на юридическом адресе льнокомбината оказываются зарегистрированы 13 компаний с почти идентичными названиями.

Посёлок Новописцово постепенно пустеет
Посёлок Новописцово постепенно пустеет

Фактическим владельцем и директором этих ООО числится  некий Манан Абдул, которого местные считают выходцем из Афганистана. При этом уставный капитал комбината, вернее, контролирующего его ООО, редко когла превышает 10-12 тысяч рублей, а доля самого директора, если верить сведениям из открытых банков данных юридических лиц, и вовсе составляет 2 тысячи рублей. Такой вот с позволения сказать “инвестор”. В 2010 году комбинат полностью остановил производство. Затем вроде бы заработал снова, но ненадолго.  Очередное Общество с ограниченной ответственностью, контролировавшее комбинат, было ликвидировано в 2014 году.  Никакой информации о том, как и чем живёт Новописцовский льнокомбинат в наши дни, из открытых источников почерпнуть невозможно…

__np_kombi
Новописцовский льнокомбинат в наши дни. Фото с сайта Тесс 

А что же с купцами Клюшниковыми, основавшими Новописцовский комбинат? Их род, слава богу, не прервался окончательно. 1 февраля 1928 года в Новописцово родился видный советский учёный, доктор физико-математических наук , заведующий кафедрой теории пластичности мехмата МГУ, член Национального комитета по теоретической и прикладной механике, заслуженный деятель науки РФ профессор Влaдимиp Дмитpиевич Клюшников  (умер в  2001). Тот факт, что в официальной биографии учёного его родственные связи с купеческим родом не нашли отражения, вполне объясним.  Немало людей с фамилией Клюшников живут в Новописцово и сейчас. Однако предпринимательский дух начисто выветрился из жителей поселка. Да и бесплатных харчей в этих краях давно никто никому не предлагает…

От редакции:  Благодарим эколога Романа Пукалова за предоставленный артефакт, благодаря которому и появилась на свет эта маленькая история. 

3 thoughts on “О льне, купцах и дешёвых харчах

  1. Спасибо автору исследования от жителя поселка.
    Николай

  2. Большое спасибо автору этого материала! Не встречала еще так занимательно и грамотно написанных статей о нашем поселке.

  3. Огромное спасибо автору! Я лично знал Владимира Клюшникова и его маму. Моя бабушка была его подругой до самой её смерти. А с моим отцом Клюшников дружил с детства. У меня нет сомнения, что В.Д.Клюшников – это прямой потомок династии. Вот было бы интересно узнать, какое отношение к фабрике имели мои предки по фамилии Бауткины. В семье в советское время это был секрет, а после смерти деда и бабушки остались одни воспоминания. Известно только, что жили Бауткины в Писцове и у них была татарка-экономка. Что стало с моим прадедом и прабабкой неизвестно… Если бы автор смог связаться со мной по э/почте…

Comments are closed.