Опричник Ивана Грозного божился, что “закусал до смерти” шестерых врагов

По крайней мере, так писал сам Василий Грязнóй – кровавый опричник Грозного и соратник Малюты Скуратова – в своих письмах из татарского плена к царю. Переписка эта относится к 1574 — 1576 годам; она сохранилась в составе Крымских посольских книг и впервые описывается Карамзиным. В отличие от других известных посланий Грозного – например, к князу Курбскому или Елизавете I – письма к Грязному носили сугубо частный характер.
Василий Грязнóй попал в плен к крымским татарам в 1576 году. Узнав, что в плен к ним попал приближенный царя (а с 1570 года Василий занимал руководящую роль в опричнине), татары решили либо обменять его на своего полководца Дивей-мурзу (крупного татарского военачальника, захваченного русскими войсками в знаменитом сражении конца июля-начала августа 1572 года у «гуляй-города» под Серпуховым, в котором войско крымского хана Девлет-Герая было наголову разгромлено русскими войсками), либо получить огромный выкуп в 100 000 рублей. Содержание этих требований Ивану Грозному и передал Василий Грязной в своем первом, не сохранившемся послании. Тон послания не оставлял сомнений: царский опричник считал себя человеком незаменимым и не сомневался в щедрости царя. Это не понравилось Ивану Грозному, и он направил Василию уничижительный ответ, поставив под сомнение как ратную доблесть высокопоставленного пленника (уж не ловил ли он зайцев в поле, вместо того чтобы сражаться, вопрошал царь), так и сумму выкупа, немыслимую для человека низкого происхождения, каковым и был Василий Грязной. Больше 50 рублёв вряд ли дать можно, резюмировал царь.
Тогда-то перепуганный Василий и направил Грозному второе письмо, в котором уверял царя, будто в плен попал только из-за трусости своего отряда, который бросил командира в опасный момент, а что, мол, он лично дрался как зверь, закусал шестерых насмерть, а еще 22 врага покалечил, а к хану Девлет-Гирею попал в полубессознательном состоянии.
Удивительно даже не то, что находившийся в плену опричник, мягко говоря, приукрасил свои подвиги, но то, что сам царь в последующих письмах не высказал ни капли сомнения в достоверности рассказа своего вассала. Забегая вперед, скажем, что в итоге Иван Грозный заплатил-таки за пленника 2 тысячи рублей выкупа – да и то лишь потому, что самодовольный Василий едва не стал “советником” Девлет-Гирея и даже участвовал с ним в совещаниях по внешней политике, за что Грозный очень на татарского хана обижался.
После выкупа из плена Василий Грязнóй отошёл от дел и занялся обустройством своей усадьбы, дарованной ему царём близ города Корчева Тверской губернии…

Подробности этой истории читайте на сайте проекта “Конаковский уезд”.