В эфире и на баррикадах

Бланк отрывной квитанции в получении финансовых средств от Комитета по радио Коммунистической партии Страны Басков (Euskadi — Автономное Сообщество на севере Испании), датированный 30-ми годами XX века (период Гражданской войны). Бланку присвоен №5, однако он так и остался незаполненным. Текст бланка: “Я получил от комитета радио …. в качестве материального взноса для (указание нужд), что в дальнейшем конкретизируется”. Напротив каждой суммы должны были указываться номера партбилетов тех, кто получил материальный взнос.

   *         *        *

FullSizeRender2

Коммунистическая партия Испании появилась в 1921 году на базе двух других созданных ранее партий: Испанской коммунистической партии (была создана в апреле 1920 г.) и Испанской коммунистической рабочей партии, созданной годом позже. Слияние двух партий произошло 14 ноября 1921 года в Мадриде. Однако объединение не привело к существенному увеличению политического “веса” партии: к 1921 году в ней насчитывалось всего 5000 тысяч членов. Чтобы как-то нарастить мощь коммунистического движения, в 1922 году в Испанию даже был направлен эмиссар Коминтерна Жюль Эмбер-Дро.

Правительство Мигеля Примы де Ривера, 1923 г. ФОто с сайте family-history.ru
Правительство Мигеля Примы де Ривера, 1923 г. Фато с сайта family-history.ru

Однако осенью 1923 года испанские коммунисты были вынуждены уйти в подполье – в стране установилась военная диктатура генерала Примо де Риверы (кстати, именно его сын спустя 10 лет создаст ультраправую партию “Испанская Фаланга”), бывшего военного коменданта Барселоны и Валенсии, ветерана Марокканской войны, взявшего власть в руки с согласия нерешительного монарха Альфонсо XIII с целью не допустить разделения Испании на национальные автономии или прихода к власти коммунистов и анархистов.

Диктатор (справа) и король

Примечательно, что в годы первой диктатуры Компартия Испании страдала не только от правительственных репрессий, но и от внутренних разногласий между испанскими сторонниками Сталина, Троцкого и Бухарина. Так что непримиримые противоречия раздирали не только советских коммунистов. В ноябре 1925 года КПИ объединила усилия с сепаратистским движением «Estat Català». Вместе они собирались осуществить вооруженное восстание в Мадриде, после чего свергнуть режим Риверы, преобразовать Испанию в федеративную народную республику, а также признать независимость Каталонии и Страны Басков. Так что не удивительно, что свой филиал Компартии появился и в Стране Басков – именно ей принадлежит представленный в нашей коллекции артефакт.

Как мы узнаём из документа, в Компартии Страны Басков был отдельный комитет по радио, который официально, через партийную кассу, выделял определенные средства своим сторонникам (на что именно, к сожалению, не указано). Этот вид связи вообще можно считать судьбоносным для Испании – если верить большинству источников, то кодовая фраза “Над всей Испанией безоблачное небо”, произнесенная 18 июля 1936 года в эфире радиостанции в Сеуте (испанская крепость напротив Гибралтара), и стала сигналом для выступления военных по всей стране. По сути, именно по радио была дана отмашка начала Гражданской войны. Радиостанции в целях пропаганды активно использовали обе стороны военного конфликта: националисты, поддерживаемые Германией и Италией, стремились захватить радиоточки, чтобы вести агитационную работу среди республиканцев, последние также использовали этот вид связи для получения оперативной информации от СССР.

Республиканцы-коммунисты во время гражданской войны
Республиканцы-коммунисты во время гражданской войны

Коммунистам помог экономический кризис  1929 года, вызвавший новую волну хаоса в стране и падение режима Примо де Риверы.  30 января 1930 года король Испании отправляет диктатора (!) в отставку, назначив на его место генерала Беренгера. Однако это не помогает сохранить монархию. 12 апреля 1931 г. в Испании проводятся муниципальные выборы, на которых порядка  70% избирателей отдают свои голоса в пользу республиканцев и социалистов.   Король Альфонсо XIII не поддаётся на уговоры военных вывести войска на улицу: «Я смогу быть королем, лишь рассчитывая на любовь своего народа. Но не тогда, когда мой народ отказался от меня”.  Вечером 14 апреля король покидает Мадрид и перебирается во Францию. В Испанию через много лет вернётся лишь его внук – будущий король Хуан Карлос.

После свержения монархии Компартия Испании вышла из подполья, вскоре став одной из заметных политических сил страны. Первый депутат от КПИ, Каэтано Боливар Эскрибано, был избран в 1933 году, причём на этот момент он находился в тюрьме. В период Гражданской войны именно Компартия стала основным организатором отпора франкистскому военному мятежу, привлекая, в том числе, интернациональные бригады – из СССР, конечно, в первую очередь. О прочности связей между коммунистами обеих стран говорит хотя бы тот факт, что именно член испанской компартии Рамон Меркадер, завербованный НКВД, в 1940 году совершил убийство Льва Троцкого.

Что касается Эускади, то ее жители во время Гражданской войны 1936–1939 годов разделились на два лагеря. Так, население провинций Бискайи и Гипускоа выступили в поддержку республиканцев. Причина объединения местных националистов с коммунистами объяснялась все тем же обещанием предоставить автономию землям басков – вопрос независимости для них был более значим, нежели разногласия в идеологии. Обещанная автономия Стране Басков была предоставлена в октябре 1936-го. Но даже несмотря на это местные провинции Наварра и Алава в Гражданской войне поддержали генерала Франко.

Испанцы на баррикадах
Испанцы на баррикадах

Одним из самых кровавых эпизодов гражданской войны на территории Страны Басков стала бомбардировка города Герника. Этот населенный пункт имел стратегическое значение для республиканских войск – он преграждал националистам путь на Бильбао, захват которого имел ключевое значение для завершения военных действий на севере Испании. Герника также находилась на пути движения республиканских войск при их выводе из северо-восточной Испании. Из-за больших потерь, понесенных республиканскими ВВС незадолго до начала бомбардировок, Герника оказалась не защищена от нападений с воздуха. 26 апреля 1937 года немецкий Легион Кондор и итальянский авиаотряд Aviazione Legionaria начали наносить бомбовые удары по военным и гражданским целям на территории города. Было сброшено около 40 тонн бомб. В основном город бомбили немецкие бомбардировщики Stuka, причём сам Геббельс в своих дневниках не скрывал, что главной задачей немецких асов была отработка точности попадания. Увы, гражданская война в Испании использовалась как полигон для испытания новейших вооружений…
Согласно данным, предоставленным баскским правительством, бомбардировки унесли жизни около 1700 мирных жителей (по мнению ряда современных исследователей, погибло от трехсот до четырехсот человек). Испанские власти приняли решение не восстанавливать Гернику, оставив город как музей под открытым небом. Всемирно известная картина Пабло Пикассо увековечила память об этом эпизоде. В настоящее время она экспонируется в мадридском Центре искусств королевы Софии. Баскские националисты добиваются доставки этого полотна в Гернику. В 1997-м, во время шестидесятой годовщины трагедии в Гернике, президент Германии Роман Херцог отправил её уцелевшим очевидцам послание, в котором от лица немецкого народа попросил прощения за злодеяния, учинённые немецкими войсками в годы гражданской войны.

Заключительным этапом гражданской войны на территории Страны Басков стала битва при Бильбао, который в это время был административным центром баскской автономии. В июне 1937-го в Бильбао вошли части отступающей республиканской армии. Большая часть гражданского населения была эвакуирована из города. Бильбао был окружен системой наскоро возведенных укреплений под названием “железный пояс”. Однако проектировщик этих оборонительных сооружений предоставил националистам планы их расположения. Таким образом, противник получил возможность нанести удар по наименее защищенному месту. Пехота националистов при мощной поддержке артиллерии прорвала оборону Бильбао. 18 июня 1937 года войска Франко заняли город. Отступающие республиканские войска разрушили несколько мостов, но город, в целом, незначительно пострадал в ходе боевых действий.

Танки франкистов вступают в город Бильбао
Танки франкистов вступают в город Бильбао

В 1937 году войска баскского правительства сложили оружие в Сантонии. Баскские военнослужащие сдались частям итальянской армии на условиях сохранения крупных промышленных предприятий, расположенных на землях басков. Представители левых течений сочли эти действия предательством. Многие солдаты баскской армии амнистировались в тех случаях, когда они переходили на сторону франкистов. Часть националистов была заключена в тюрьмы, часть ушла в подполье, руководство скрылось за границей – в США, Франции и странах Бенилюкса. После окончания войны признательный за поддержку генерал Франко разрешил жителям Наварры сохранить часть фуэрос (законодательных превилегий). Назвав Бискайю и Гипускоа предательскими провинциями, каудильо лишил их прав на автономию. Кроме того, органам местного управления и средствам массовой информации было предписано не пользоваться баскским языком. Репрессии против политических противников (к ним, в частности, относились коммунисты, социалисты, анархисты, республиканцы и сепаратисты из Страны Басков) продолжались вплоть до самой смерти Франко. Долгожданную автономию Эскауди получила лишь в 1979 году – спустя 4 года после смерти диктатора.