Журнал “Огонек” за 23 февраля (8 марта) 1914 года

Российский еженедельный художественно-литературный журнал “Огонек”. №8 – за воскресенье 23 февраля (8 марта) 1914 года. 30 страниц. Главная контора и редакция журнала, как указано на обложке, расположены в Санкт-Петербурге на улице Галерной, дом 40. Отделение конторы: при Невской конторе «Биржевых ведомостей», Невский проспект, дом 50 (угол Садовой). Состояние артефакта отличное. Перед нами не только дореволюционное, но еще и довоенное издание журнала. Отсюда и содержание номера – исключительно мирная тематика и реклама.


Общественно-политический и литературно-художественный журнал «Огонёк» пережил историю Российской империи, все революции и войны, эпоху красных вождей, перестройку и в современной России востребован и читаем. 21 декабря 1899-го вышел в свет его первый номер – как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к газете «Биржевые ведомости», которую выпускал в Петербурге крупный издатель С.М. Проппер. Перед нами номер за август 1914 года. В это время «Огонёк» уже стал самостоятельным, самым дешевым и очень популярным журналом в стране. Его тираж составлял 120 000 экземпляров, уступая ежемесячной «Ниве». В начале века «Огонёк» выходил на восьми страницах в 1/8 печатного листа. Примерно одну треть журнала уже в те годы занимали фоторепортажи. Дореволюционный  журнал писал обо всём — от светских сплетен до новостей науки и техники.

Предреволюционная Россия нуждалась в обобщающем освещении событий, углубленном анализе происходящего в науке и литературе. Это и дало жизнь новому типу тонкого иллюстрированного журнала. Характер аудитории, к которой обращается журнал, требовал своего специфического способа изложения и подачи материала: особого оформления текста на странице, наличия иллюстраций, умеренного объема статей при глубине анализа и широте аргументаций.

001 002

На первой полосе журнала «Огонёк», вышедшего в воскресенье 23 февраля 1914 года, – кстати, по новому Григорианскому календарю эта дата выпадает на 8 марта, – на фотографии размером с 2/3 полосы изображены великий русский оперный певец Фёдор Иванович Шаляпин со своим французским бульдогом по имени Роб-Рой, позирующими для портрета на диване в гостях у Ильи Ефимовича Репина, одного из лучших художников на рубеже ХIX-XX веков. Статья «Ф.И. Шаляпин в гостях у И.Е. Репина» рассказывает и показывает в фотографиях читателю о том, как несколько дней масленичной недели провел в гостях на даче в Финляндии Федор Иванович у своего закадычного друга. Они вместе гуляли по украшенному снежными шапками еловому лесу, чистили площадку на пруду у дома Ильи Ефимовича от снега, чтобы потом в свое удовольствие кататься на коньках, а затем в кругу друзей пить чай с малиновым вареньем или мёдом, и неспешно обсуждать о роли искусства в столь тяжелое для всех время.

003Про скорое открытие Передвижной выставки и 25-летие художественной деятельности художника-передвижника, портретиста Николая Петровича Богданова-Бельского рассказывает следующая заметка. Написанные им полотна о жизни крестьян и их детей завоевали мировую славу, а прекрасные образы Святой Руси хранятся в лучших музеях и частных коллекциях. Здесь вы можете увидеть последние работы мастера кисти: «Новые владельцы», «Виртуоз» и «На теннис в ожидании игроков». 004

Полоса «Выставка «Союза» в Петербурге и московские художники» показывает фотографии «Жюри выставки «Союза художников» и московский дом Виктора Михайловича Васнецова в древнерусском стиле на 3-й Троицкой улице. Рассказывается в статье об убранстве дома братьев Васнецовых, об их творческом пути, о пристрастиях в одежде и погоде. Дополняют эти факты фотографии с портретом Виктора Михайловича и его брата, Апполлинария Михайловича Васнецова, рисующего акварелью костюмы для народных театров. Помимо полотен братьев Васнецовых, таких как «Раннее утро в Кремле (ХVII век)», «Бой Ивана царевича с трехглавым морским змеем» и прочих работ на выставке будет показаны 20 картин Станислава Юлиановича Жуковского, излюбленные сюжеты на картинах которого старинные барские усадьбы, запущенные парки и ранняя весна. Скульптура мастера Серафима Николаевича Судьбинина «Балерина А.П. Павлова «Лебедь» из бронзы также будет выставляться среди полотен Николая Филипповича Петрова «На прогулку», Исаака Израилевича Бродского «Весенний день» и Сергея Арсеньевича Виноградова «С борзыми идут» на «Выставке картин «Союза русских художников». 005В одном из разворотов журнала говорится о столетии со дня рождения творческого наследия украинского народа Тараса Григорьевича Шевченко. Судьба была благосклонна к Шевченко, когда в юности известные живописцы выкупили его из рук крепостного рабства. Конечно, у него были и ссылки, и тюрьма, и одиночество за его своенравный характер стихов и поэм, затрагивающих господствующую власть, однако при этом для него устраивались званые обеды и торжественные вечера у весьма влиятельных господ. За свои 47 лет жизни Шевченко сумел соединить талант удивительного лирика с даром реалиста в живописи. Читателю «Огонька» предлагается взглянуть на творчество Тараса Григорьевича на своей странице, где изображен «Автопортрет Т.Г. Шевченко», его гипсовая маска, картина «Шевченко рисует товарища в юрте» (из экспедиции на Арал), картина «Товарищ» и портреты Потемкина и княгини Кейкуатовой, рисунок «Катерина».

На соседней странице интересная заметка о графе Алексее Николаевиче Толстом, который произвел сенсацию в литературных кругах, заявив во всеуслышание о своей принадлежности к футуристам, где, как Алексей Николаевич заявляет, они нашли в нем горячего апологета. Так писатель объясняет свой фурор: «Я – за истинное движение, а не призрачное, как у нас,- за оживление не только духа, но и тела. Я прошел уже школу пессимизма, вижу в будущем торжество начал жизни, и в этом смысл, я – футурист».

006

В журнале имеется уникальная фотография, сделанная во время рекордного полета аэроплана «Илья Муромец» 12 февраля над Петербургом. На ней изображена часть Московской заставы с довольно большой высоты. 007

В нынешнем зимнем сезоне Петербургскому народу предлагается веселиться от души на балах-маскарадах во различных театрах города. Об этом свидетельствует заметка «Бал-маскарад «в царстве Пьеро и Пьеретт» в Малом театре СПБ». 008
В рублике «Тихим ходом» напечатана карикатура «Шумит на всю Россию, но для себя требует тишины» о курском депутате В. Пуришкевиче.

Интересная заметка о принятии Французской железной дорогой и почтовыми учреждениями 24-х часового времяисчисления. На фото изображены часы на Парижском вокзале с циферблатом из 24-х цифр. 009В редакционной части журнала расположена иллюстрация «Как танцуется «Фурлана» – «танец папы». В ней наглядно показано все пять фигур танца пары и напечатаны ноты первых тактов танца. Определённо любопытной будет фотография с человеческими ногтями от маникюрши из Нью-Йорка мисс Адель Ритчи, которая на основе практики и многогодовых наблюдений за своими клиентами написала исследование о характерах человека по форме ногтя. На фото изображены 8 видов ногтей, и каждому характерен определённый тип характера, а иногда и несколько типов. 010

Реклама, как говорится, двигатель торговли. Вот и наполнение еженедельного художественно-литературного журнала «Огонек» на своих тридцати страницах треть отдает рекламным публикациям о совершенно разных товарах, работах и услугах. Причем почти в каждой пятой из них под основным посылом объявления имеется предостережение о том, что то или иное изделие, лекарство или мази могут быть самой обыкновенной подделкой! Характерные признаки недоброкачественной продукции разъяснены подробнейшим образом не жалея размера рекламного шрифта. 011 012 013 014 015 016