Клавир для фортепиано оперы “Кармен” в 4-х актах, Лондон, 1875 год

Клавир для фортепиано оперы «Кармен» композитора Жоржа Бизе в четырех актах, созданной по одноименной новелле Проспера Мериме, посвященный Жюлю Паделу (Jules Pasdeloup). Либретто Анри Мельяка (H. Meilhac) и Людовика Алеви (L. Halevy). Издатели: Лондон, «Метцлер и Ко» (Metzler & Co), 37, Грейт Мальборо-стрит, W. (37, Great Marlborough Street, W.); Париж, «Шуден и сыновья» (Choudens Père et Fils), улица Сент-Оноре, 265, у храма Успения Богородицы (Rue St. Honore, 265, рrés L’Аssomption), 1875 год. 191 с.


На бордовой обложке клавира золотом вытиснены название оперы и имя автора. Золотой обрез, хорошая бумага и большой формат (19 × 27 см). Издание было напечатано в Париже в типографии Аруа, которая располагалась по адресу: Rue du Delta, 26 в северной части Cтарого города в округе Рошешуар. На внутренней стороне задней обложки наклеена этикетка лондонской компании “Burn & Co” в виде маленького ромба размером 15 × 15 мм. Это значит, что переплёт книги сделан в одной из старейших и крупнейших мастерских ХIХ века, которая специализировалась на цельнотканевых технологиях. Так что, несмотря на неизбежные следы времени, издание выглядит изысканно и богато.

Первое, что мы видим на титульной странице клавира, — это надпись-посвящение: “à Jules Pasdeloup”. Жюль Этьен Паделу (1819‒1887) — дирижер, занявший особое место в истории французской музыки с 1860 по 1880 год, поскольку он совершил настоящую революцию в музыкальном мире, начав устраивать в Париже так называемые народные концерты (Concerts populaires). И публика, которая ранее не могла позволить себе посетить оперу, получила возможность насладиться серьезной музыкой. Паделу не только привлек слушателей и познакомил их с классическим репертуаром — произведениями Гайдна, Моцарта, Бетховена, Вебера, Мендельсона, но и включил в список работы современных мастеров. Благодаря этому популярность стали набирать молодые французские композиторы — Гуно, Сен-Санс, Бизе и другие, а из иностранных — Берлиоз и Вагнер.

Jules Pasdeloup

Для проведения своих концертов Паделу выбрал одну из самых больших площадок того времени в Париже — цирк Наполеона, которая сегодня известна как Зимний цирк (Cirque d’hiver). Она могла вместить до пяти тысяч слушателей, тогда как столичная консерватория была рассчитана всего на тысячу мест!
Правда, современники, например Сен-Санс, не были высокого мнения о дирижерских способностях Паделу, но уважали его как человека, страстно влюбленного в музыку, а также за то, что при всей своей внешней грубоватости (а Паделу мог даже выгнать из зала часть зрителей, если они, по его мнению, не понимали музыку или мешали слушать остальным) он не искал материальной выгоды в своих концертах. «Он был великим учителем музыки для Франции», — написал о нем Адольф Жюльен.