С этим красивым старинным зданием в Настасьинском переулке, 3 в самом центре Москвы связана одна из главных тайн СССР. В подвалах этого похожего на сказку дома, построенного в начале XX века в форме старинного купеческого сундука для Российской ссудной казны (государственное финансовое учреждение Российской империи, призванное предоставлять небольшие — до 1000 рублей — ссуды мелким купцам и предпринимателям под небольшие проценты) в ноябре 1936 года были тайно складированы вывезенные из Испании «по просьбе» республиканского правительства 510 тонн золота — практически весь золотой запас страны.
Решение об отправке золота в СССР приняли руководители республиканского правительства Испании — премьер-министр Франсиско Ларго Кабальеро и министр финансов Хуан Лопес Негрин в октябре 1936 года. По мнению некоторых историков, предложение вывезти на хранение золото в Советский союз поступило от И.В.Сталина как ответ на просьбы республиканского руководства Испании увеличить поставки советского вооружения для окружённой войсками генерала Франко столицы страны — города Мадрида. Якобы шифрованная телеграмма с этим распоряжением поступила в адрес заместителя главного военного советника СССР в Испании по контрразведке Александра Михайловича Орлова (имевшего удостоверение НКВД на имя Льва Никольского — настоящее имя Лев Фельдбин) и советского полпреда в Испании Марселя Израилевича Розенберга от самого наркома МВД СССР Николая Ежова. Впрочем, никаких документов на этот счёт в советских архивах не сохранилось. Зато — и, по-видимому, не случайно — сохранился протокол №44 заседания Политбюро ЦК ВКП(б), из которого следует, что СССР «согласился принять на хранение золотой запас» — будто бы в ответ на запрос испанского правительства от 15 октября 1936 года.

Так или иначе, но 20 октября в порту испанского города Картахена началась погрузка золота на советские теплоходы «Ким», «Кубань», «Нева» и «Волголес». Общий объем золота составил около 510 тонн, упакованных в 7800 деревянных ящиков. Для охраны советских кораблей с ценным грузом республиканское правительство Испании мобилизовало почти весь свой боеспособный морской флот.
В итоге корабли благополучно прибыли в СССР, а груз золота сначала хранился в помещении Гохрана на Настасьинском переулке, а затем был перевезен в одно из зданий Центрального банка на Неглинной улице. Участники этой операции получили повышение в звании, в том числе майор НКВД Никольский — как сообщала «Правда» — был награждён Орденом Ленина «за выполнение важного правительственного задания». Впрочем, это не помешало А.Орлову всерьез опасаться своего ареста и расстрела, и после серии поступивших из Москвы и весьма сомнительных, с его точки зрения, распоряжений о встречах с советскими резидентами в июле 1938 года он сбежал сначала в Канаду, а затем и в США, пригрозив в своём письме наркому НКВД Н.Ежову в случае преследования раскрыть известную ему агентурную сеть СССР в Испании и Европе. Побег Орлова, наряду с другими разведчиками, стали одним из поводов сначала для отставки (осенью 1938 года, а затем и для ареста и расстрела Ежова, который в печально известной Сухановской тюрьме признался во всех грехах, включая гомосексуализм.
Вывоз Советским союзом испанского золота не получил широкого обсуждения и огласки. В 1937 году советские представители категорически отказались обсуждать этот вопрос на заседании международного Комитета по невмешательству в дела Испании, куда входили все страны-фактические участники конфликта: СССР, Германия и Италия.
Впервые о судьбе испанского золота в мире заговорили после выхода в США в 1953 году книги А.Орлова, в которой он рассказал о многих известных ему преступлениях сталинизма — не раскрыв, впрочем, ни одного важного государственного секрета и не выдав известных ему агентов, некоторые из которых по-прежнему работали в США на советскую разведку. Поскольку, помимо Орлова, о судьбе испанского золота в СССР знали лишь единицы, точной информацией о том, куда был направлен этот гигантский запас золота, сегодня едва ли кто располагает. Согласно неофициальной советской версии, стоимость испанского золота была перекрыта уже к 1938 году затратами СССР на войну в Испании.
«А вышло это так: в банковских сейфах Мадрида хранились золотые слитки на сумму около 783 миллионов долларов — четвертый по величине золотой запас в мире. В августе 1936 г. 155 миллионов долларов из этого запаса были переправлены во Францию, чтобы кредитовать поставки истребителей и танков. Остальная часть сокровищ была тайно перевезена в огромную пещеру в горе близ Картахены. В условиях приближения франкистов к столице республиканское правительство предложило отдать золото на хранение Советскому Союзу. Сталин ухватился за представившийся случай получить полмиллиарда долларов под стоимость оружия и услуг советников. Он возложил на Ежова общую ответственность за доставку золота в Москву. Орлову был послан тайный приказ принять необходимые меры: «…операция должна проводиться в обстановке абсолютной секретности. Если испанцы потребуют расписку в получении груза, откажитесь это делать. Назначаю вас лично ответственным за эту операцию». Послание было подписано «Иван Васильевич». Так Сталин подписывал самые секретные сообщения.
…На завершение всей операции потребовалось три ночи. Под охраной советских танкистов, переодетых в испанскую форму, грузовики с золотом (7900 ящиков, каждый ящик по 145 фунтов) с большими предосторожностями были доставлены в порт. Из Картахены морем груз был отправлен в Одессу. 6 ноября четыре судна прибыли в порт назначения. Оттуда на специальном поезде под охраной тысячи «командиров» золото было доставлено в Москву. Заместитель начальника Украинского НКВД лично сопровождал поезд, чтобы отрапортовать об успешном завершении миссии Ежову (Царев О., Костелло Д. Роковые иллюзии. М., 1995. С. 291-298).
Справедливости ради отмечу, что СССР возместило правительству Испании стоимость вывезенного ресурса клиринговыми поставками нефти. Когда это случилось – не во времена ли Франко – и содержание клиринговых операций (как правило, они взаимовыгодны – и весьма!) – тема для отдельного поста.
Последнее звание, которое было присвоено Орлову – старший майор госбезопасности; два ромба в петлицах говорили о генеральском статусе.» «Тутошние. Швед или Лёва». http://www.proza.ru/2013/05/22/1995
А информация о компенсации золота нефтью не очередной советский фейк? Пока точных подтверждений нет, а потому приходится считать эту информацию фейковой, в лучшем случае слухами.