История сохранила имя человека, который был первым приговорен советским судом к расстрелу. 22 июня 1918 года в Советской России был вынесен первый смертный приговор: жертвой нового режима стал 37-летний царский адмирал, некогда начальник морских сил Балтийского флота Алексей Михайлович Щастный. Тот самый адмирал Щастный, который провел легендарный Ледовый поход — операцию по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт.
20 апреля третий отряд кораблей под командованием Щастного только прибыл в Кронштадт, а уже 27 мая адмирал был арестован по личному распоряжению Льва Троцкого. На суде нарком армии обвинил Щастного в том, что тот «настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и Советской властью, сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя».
Адвокат Владимир Жданов, выслушав смертный приговор для своего подзащитного, воскликнул:
— Как вы смеете? Смертная казнь отменена!
В ответ от услышал:
— Чего вы волнуетесь? Щастный приговорен не к смерти, а к расстрелу, а это не одно и то же.
Жданов еще не знал, что большевики подстраховались: смертная казнь в стране хоть и была официально отменена, но за пару дней до суда над Щастным был принят декрет, согласно которому расстрел мог применяться по приговорам революционных трибуналов.
В 4 часа 40 минут 22 июня Алексей Щастный был расстрелян в скверике Александровского военного училища. Тело адмирала замуровали в полу одного из кабинетов училища.
О том, как в России и СССР отменяли и применяли смертную казнь — в истории Кровожадное правосудие.