Другу Петру Плетневу поэт писал в тот день: «Осень подходит. Это любимое мое время — здоровье мое обыкновенно крепнет — пора моих литературных трудов настает — а я должен хлопотать о приданом да о свадьбе, которую сыграем Бог весть когда. Все это не очень утешно. Еду в деревню, Бог весть, буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь…»
Болдино, находившееся в Нижегородской губернии, с конца XVI века принадлежало Пушкиным. Теперь отец передавал в дар сыну для поправки его дел 200 душ из деревни Кистеневка, в десяти верстах от Болдино. Пока поэт оформлял все бумаги, разразилась эпидемия холеры, вынудившая власть выставить карантинные посты и запретить выезд. Пушкин на три месяца оказался заперт в деревне, больше беспокоясь о невесте, не успевшей покинуть Москву, чем о себе. «Болдинской осенью» назвали этот период взлета творческих сил поэта. За эти месяцы поэт закончил работу над «Евгением Онегиным», написал «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», поэму «Домик в Коломне», около 30 стихотворений. Три года спустя здесь же осенью Пушкин сочинил «Медного всадника», «Пиковую даму», сказки.
Пушкин остался в полном одиночестве. Усадьба была запущена: на 11 комнат приходилось 24 стула, 6 кресел, 4 стола и дивана. Зато через сад тянулась липовая аллея, в конце которой стояла полюбившаяся поэту скамейка. В сочиненной здесь «Элегии» Пушкин написал: #Читаем_с_МаленькиеИстории
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать,
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И, может быть, на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.