В поисках «подвала Мастера»

Фанаты творчества Михаила Булгакова уже давно установили все московские адреса, даже вскользь упоминаемые писателем в его романах. Особенно тщательно изучены столичные адреса из книги «Мастер и Маргарита»: и Патриаршие пруды, и дом Маргариты, и дом Грибоедова, в котором размещался МАССОЛИТ, и, конечно же, «нехорошая квартира» на Большой Садовой, что на пятом этаже в доме 302-бис. В маршрут «булгаковской Москвы» входит еще один адрес, не столь приметный как остальные. Это дом, где располагался подвал Мастера, в котором он писал свой роман о Понтии Пилате. Вот отрывок, в котором Булгаков описывает жилище Мастера:

— Вы знаете, что такое — застройщики? — Спросил гость у Ивана и тут же пояснил: — это немногочисленная группа жуликов, которая каким-то образом уцелела в Москве…
Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате.
— Ах, это был золотой век, — блестя глазами, шептал рассказчик, — совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, — почему-то особенно горделиво подчеркнул он, — маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен.

Другими словами, Булгаков не оставил нам точного адреса Мастера, уклончиво сообщив, что квартира его находилась в «подвале маленького домика/старенького особнячка в одном из Арбатских переулков». Существуют четыре основные версии расположения этого литературного подвала.

Согласно первой версии, это подвал в доме №10/28 в Плотниковском переулке, где находилась квартира друзей писателя — Павла Сергеевича Попова и его супруги Анны Ильиничны Толстой (внучка Льва Николаевича). Здесь в двух подвальных комнатах часто собирался кружок «пречистенских интеллектуалов», где Булгаков часто читал свои сочинения. За этот дом в качестве прототипа жилища Мастера выступала вторая жена Булгакова Любовь Белозерская. Однако противники этой версии указывают на то, что в романе подвал находился в маленьком уединенном домике, а дом 10/28 — каменная шестиэтажка, которая просто по духу не подходит Мастеру.

Дом №10/28 в Плотниковском переулке

Согласно второй версии, выдвинутой исследователями А. Шварцем и Б. Мягковой, квартира Мастера находится в подвале дома №10 в Большом Гнездниковском переулке. С этим местом у Булгакова связаны многие эпизоды московской жизни, в том числе судьбоносная встреча с будущей третьей женой — Еленой Сергеевной Шиловской.

Дом №10 в Большом Гнездниковском переулке

Согласно третьей версии, это дом №4 в Чистом переулке, недалеко от которого некоторое время жил сам Булгаков. Во-первых, это все же солидный особняк, а во-вторых, критики этой версии выяснили, что Булгаков очень не любил «голубятню» в этом переулке, так что вряд ли он «заселил» бы сюда трепетного Мастера.

Дом №4 в Чистом переулке

Согласно самой распространенной версии, Мастер обосновался в подвале дома №9 в Мансуровском переулке. Это небольшое здание в центре Москвы известно как дом Топлениновых. Впрочем, братья Топлениновы, один из которых близко приятельствовал с Булгаковым, были отнюдь не первыми владельцами этого строения, которому, к слову, уже без малого два столетия!

Мансуровский переулок. Конец XIX века

После большого московского пожара 1812 года титулярный советник Сергей Мельников, владевший этим участком земли, продал его мещанке Прасковье Федоровне Емельяновой. Новая хозяйка долго не могла решить, как лучше распорядиться приобретенной территорией. Только 1834 году Емельянова построила здесь добротный деревянный жилой дом на белокаменном подвале. Центральная часть по фасаду на три оконных оси была выделена креповкой. Интерьер спланирован по принципу кругового обхода. Парадные помещения — с лепным декором потолков и изразцовыми печами. В подвале выложен камин с чугунным прибором.

Дом №9 в Мансуровском переулке

От Емельяновой усадьба сначала перешла к поручику Ивану Полетаеву, который продал ее купцу первой гильдии Сергею Топленинову. Тот завещал ее сыновьям — Владимиру и Сергею. Оба имели прямое отношение к искусству: старший, Владимир, живший в унаследованном доме вместе с домашними на верхнем этаже, был театральным актером, водил дружбу с самим наркомпросом Луначарским. Кстати, именно Луначарский в 1918 году поможет Топлениновым спасти свое небольшое имение от национализации (удивительное дело, но дом этот и при советской власти все время находился в чьей-то частной собственности). Топленинов-младший, Сергей, работал театральным художником-декоратором, вместе с семьей занимал нижний полуподвальный этаж.

Сергей Топленинов, Николай Лямин, Любовь Белозёрская, Михаил Булгаков

С 1926 года частым гостем в его темной квартире стал Михаил Булгаков. По рассказам жены Владимира Топленинова, Михаил Афанасьевич часто ночевал в специально отведенной ему комнате с печкой (в правой части дома, если смотреть на фасад со стороны переулка). Тут же, сидя в полуподвальчике, Булгаков работал над своим романом «Мастер и Маргарита». И, судя по всему, Мастера и его квартиру он «прописал» именно здесь.

2
Окна полуподвального этажа, глядя в которые работал Булгаков (а следом за ним — и Мастер)

Вот как в ту пору выглядел дом Топлениновых согласно воспоминаниям современников: «Дом Топлениновых, каковых в Москве было немало, выглядел весьма скромно. Одноэтажное деревянное, нечем неприметное серое здание с изрядно потрескавшимся местами каменным фундаментом. Пять больших окон по его фасаду обрамляли простые резные наличники. Водосточные трубы во многих местах были пробиты и погнуты, от чего на стенах, видимо, от переизбытка влаги образовались большие черные разводы. Штукатурка на печных трубах осыпалась, обнажив красный кирпич. Окна дома были затянуты выгоревшими кремовыми шторами».

В день знакомства с Булгаковым Евгения Топленинова подарила писателю три больших чистых тетради, десяток новых цветных карандашей и две дюжины восковых свечей. Вторая супруга писателя, Любовь Белозерская вспоминала, «как однажды поздним вечером наблюдала Мишу за работой. Он сидел в потертом кожаном кресле, в любимом сером свитере, подаренным ему в Ленинграде Анной Ахматовой, за маленьким ореховым письменным столом, стаявшим у самого окна в окружении изящных венских книжных полок. В мутные окна полуподвала с трудом проглядывало звездное небо, в печи с чугунным заслоном трещали березовые дрова, где-то в углу пел сверчок, и божественно мерцали зажжённые свечи, источая приятный аромат воска…».


По воспоминаниям обитателей дома Топлениновых, в так называемом кафе «Нато Вачнадзе», устроенном прямо в саду во дворе, Михаил Афанасьевич читал главы из нового романа и делал акцент на том, что описал именно этот подвал.

Интерьер подвала до реставрации

В 1980-х годах заметно поистрепавшийся «дом Мастера» в Мансуровском переулке был отреставрирован жившим тогда в нем художником Владимиром Курским. Он бережно сохранил комнату, в которой работал Булгаков.

Дом после реставрации

Потомки Курского обнесли дом новым забором, скрывшим двор и те самые неприметные, полуподвальные окна, за которыми рождался знаменитый роман… Одни источники утверждают, что этот дом в 2005 году использовался для съемок сериала «Мастер и Маргарита», другие опровергают эту информацию. Как бы то ни было, дом №9 в Мансуровском переулке получил статус объекта культурного наследия регионального значения и в 2013 году был выставлен на торги. Первоначальная цена — 5 миллионов долларов или 150 миллионов рублей — была снижена до 110 миллионов. Новый владелец вместе с документами на собственность получил и охранные обязательства.  Остаётся надеяться, что они будут выполнены. Да и то дело: с Мастером, как известно, шутки плохи.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.