Медаль в честь утверждения Конституции Испании, 20 марта 1820 года

Редкая памятная медаль, отчеканенная в честь утверждения королём Фердинандом VII первой Конституции Испании (так называемой “Кадисской конституции”) 7 марта 1820 года. Медаль выполнил известный французский скульптор и гравёр Арман Огюст Кэкé (Armand Auguste Caqué) по эскизу главного гравёра и художника Парижского монетного двора, автора первых почтовых марок Франции Жан-Жака Баррé. Монета изготовлена из позолоченной бронзы, её вес 75 граммов, диаметр 51 мм.


На аверсе медали изображен профиль короля Фердинанда VII со словами из новой конституции: “Фердинанд VII милостью Божьей и согласно Конституции монархии Король Испанских земель”. В нижней части аверса выгравировано имя А.Кэкé. На реверсе богиня Минерва держит в руках щит и копьё, снимает покрывало с камня, на котором начертана надпись “Конституция испанской монархии”. Полукругом идёт надпись “Восстановлена мудростью короля и постоянством нации”. Под богиней указана дата провозглашения конституции – 7 марта 1820 года, а ещё ниже виднеется выгравированное имя художника Баррé.

На самом деле проект испанской конституции был разработан за 8 лет до этого события – в 1812 году в городе Кадисе представителями аристократии и испанского сопротивления.  Документ провозглашал конституционную монархию, а королём – жившего в изгнании Фердинанда VII, сына отрекшегося от престола под давлением Наполеона испанского короля Карла IV. Молодой Фердинанд не предпринимал абсолютно ничего, чтобы вернуть себе престол, во всём положившись на своих сторонников в стане сопротивления. При этом он благоразумно не возражал против разрабатываемой конституции, справедливо полагая, что все детали можно будет уладить после возвращения себе трона.

Возвращению престола Фердинанду VII немало способствовала и Россия, выполняя просьбу Андалузской хунты к Александру I. В результате в 1814 году он взошёл на испанский престол, однако отказался признать конституцию 1808 года, чем сразу разочаровал ряды своих сторонников, не оставлявших попыток надавить на короля с целью заставить его выполнить, возможно, данное им когда-то обещание. В начале января 1820 года в Севилье в городке Cabezas de San Juan полковник Рафаэль дель Риего поднимает мятеж в войсках, которые должны были отправляться в Южную Америку. Мятеж быстро распространяется по монархии, и 7 марта 1820 года напуганный король соглашается признать конституцию. Это вызывает массовое ликование в обществе и ведёт к всплеску популярности Фердинанда VII, хоть и совершенно незаслуженной: два года спустя король по сговору со Священным союзом призовёт в Испанию французские войска, которые покончат с сопротивлением и помогут вероломному монарху отказаться от конституции.

Тем не менее, провозглашение испанской конституции от 7 марта 1820 года вдохновило передовую часть российского дворянства, решившую таким же образом принудить российского императора ввести в стране конституцию. Так возникло восстание декабристов 1825 года, закончившееся казнью зачинщиков, как и в Испании двумя годами ранее был расстрелян зачинщик испанской революции 1820 года – Рафаэль дель Риего.