Эмблему международного Красного креста не случайно называют «швейцарским крестом» — инициатором создания этой организации стал швейцарец Анри Дюнан. Именно он 24 июня 1859 оказался случайным свидетелем битвы при Сольферино в Италии и ужаснулся видом оставшихся после сражения 40 тысяч мертвых и раненых французов, австрийцев и итальянцев, которым никто не оказывал помощь. Дюнан собрал несколько добровольцев, которые на свои личные средства ухаживали за получившими увечья солдатами. Затем он опубликовал книгу, в которой предложил создать по всему миру отряды волонтеров для оказания помощи жертвам войны. С его подачи в 1864 году в Женеве 12 стран подписали конвенцию, которая предусматривала гуманное отношение к раненым и нейтралитет персонала медицинских служб. Этим же документом утверждалась известная сегодня всем эмблема медицинского персонала — красный крест на белом поле – это, по сути, вывернутый наизнанку швейцарский флаг с белым крестом на красном поле.

Однако в России еще до упомянутой международной конвенции сложилась своя эффективная система помощи раненым. Еще во время Крымской войны по инициативе хирурга Николая Пирогова и Великой княгини Елены Павловны, сестры императора Николая I, была основана Крестовоздвиженская община сестер милосердия, которая стала, по сути, первой в Европе военной общиной, занимавшейся помощью раненым на поле сражения. С 1854 года в Крым, где кипели военные страсти, было направлено более 200 сестер милосердия.

К швейцарской конвенции Россия присоединилась только в 1864 году, а уже 3 мая 1867 года император Александр II утвердил устав Общества попечения о раненых и больных воинах, которое в 1879 году было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК). Примечательно, что «боевое крещение» РОКК оказалось совсем не связано с военными действиями. В 1872 году сотрудники организации оказали помощь населению города Шемахи (сегодня — территория Азербайджана), который сильно пострадал от землетрясения. «Красные кресты» других стран подобные задачи перед собой тогда не ставили, так что русские волонтеры оказались в этом вопросе первопроходцами. А в 1875 году РОКК уже помогал погорельцам, когда пожары в Моршанске, Брянске, Ржеве и Вольске оставили многих людей без крова. В помощь нуждающимся Российский Красный крест собрал более 106 тысяч рублей. С тех пор помощь жертвам пожаров от РОКК стала оказываться постоянно.
Серьезным испытанием для гуманитарной организации стала Русско-турецкая война 1877 – 1878 годов, когда были задействованы все медицинские резервы армии. Впервые в тылу открывались лазареты, были сформированы санитарные поезда, которые перевезли более 200 тысяч раненых. Также впервые в непосредственной близости от мест сражений формировались «летучие» санитарные отряды и перевязочные пункты. В промежутках между войнами РОКК помогал раненым и больным воинам, которых бесплатно лечили и обучали ремеслам. На средства общества увечных офицеров отправляли иногда даже на лечение за границу. Были открыты два инвалидных дома и вдовий дом для семей погибших солдат и офицеров, четыре детских приюта и училище для сирот.
Красный Крест оказывал огромную помощь и при возникновении эпидемий. В 1878–1879 годах в Астраханской области свирепствовала чума, за три месяца погибли 359 человек. На свои средства РОКК открыл две постоянные больницы в станицах, на которые пришелся эпицентр эпидемии. Отряд Красного Креста оказывал пострадавшим медицинскую помощь, раздавал населению новую одежду и обувь взамен старых, которые немедленно сжигались. А в 1879 году Полтавскую губернию захлестнул дифтерит — Красный Крест тут же командировал на этот «фронт» 30 врачей и 300 сестер милосердия, которые оказали неотложную помощь 23 тысячам дифтеритных больных. Рокковцы также продезинфицировали около 33 тысяч домов. При этом 50 медсестер сами переболели дифтеритом, а двое умерли.
Российский Красный Крест брал на себя и спасение голодающих. В 1891-1892 годах для пострадавших от голода, охватившего 25 губерний, организация собрала 5 млн рублей пожертвований, на которые были открыты 2700 столовых и 40 приютов, в которых были накормлены 3,5 млн человек. Из-за голода распространились цинга, тиф, холера и другие опасные заболевания. В районы, пораженные эпидемиями, РОКК направило передвижные санитарные отряды с 710 сестрами. В 1898 году неурожай случился еще в 9 губерниях — Красный Крест помог спасти от голодной смерти более 1,5 млн человек. 1250 медицинских работников открыли 450 небольших стационаров, где лечилось 15 тысяч больных тифом и цингой.

Во время Русско-японской войны 1904-1905 годов помощь Красного Креста получили свыше полумиллиона человек, 22 санитарных поезда совершили 179 рейсов и перевезли более 87 тысяч раненых и больных. Тогда же впервые были созданы бактериологические и дезинфекционные отряды. РОКК открыло справочное бюро, которое в сотрудничестве с японским Красным Крестом позволило пленным с двух сторон переписываться с родными и получать посылки. В Первую Мировую войну 1914–1918 годов под флагом Красного Креста объединились уже десятки тысяч добровольцев. Таким образом к началу 1915 года действовало 604 полевых и свыше 9000 (!) тыловых лечебных заведений. На службе Красного Креста на 1 января 1917 года состояло 2500 врачей, 20 тысяч сестер милосердия и свыше 50 тысяч санитаров.
После Революции санитарные отряды Красной гвардии, созданные в конце 1917 года на заводах и фабриках из работниц промышленных предприятий Петрограда, были объединены в Пролетарский Красный Крест. Советской милосердной организации также пришлось преодолевать последствия голода, который в 1921 году охватил огромную территорию — Поволжье, Украину, часть Урала и Северного Кавказа – с населением 38 млн человек. Тогда правительство поручило Красному Кресту оказать помощь голодающим, в том числе провести сбор средств за рубежом, разрешили даже обратиться за помощью к другим национальным обществам. И первой зарубежной организацией, выказавшей готовность оказать помощь голодающим, стал Красный Крест из Германии. Организация получила право ввозить в страну гуманитарные грузы без пошлин и акцизов, в районы бедствия РОКК направило 17 врачебно-питательных отрядов, которые ежедневно кормили 130 тысяч человек. О том, как Советская Россия пыталась бороться с голодом начала 20-х годов, читайте в истории «Между НЭПом и продразверсткой».

В 1923 году Красные Кресты России, Украины, Белоруссии, Армении, Грузии и Красного Полумесяца Азербайджана подписали декларацию об объединении – так был создан Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР (Советский Красный Крест). В следующем году СКК создал «Службу здоровья юных пионеров»: были открыты детские санатории, врачебно-профилактические кабинеты, пункты первой помощи, пионерские отряды снабжали медицинскими аптечками, проводили обследование детей. В 1925 году в Крыму около Гурзуфа появился созданный на средства Красного Креста санаторный лагерь «Артек». Даже на знамени всесоюзной детской здравницы первые годы размещалась эмблема Красного Креста – швейцарский крест. Подробнее об участии РОКК в организации «Артека» читайте в истории «Забытые истории «Артека».

Тогда же появилась идея построить санитарный самолет — во многих советских городах прошли «недели обороны», на которых собирались деньги для сборки лайнера. В 1927 году первый самолет был передан Красной Армии, а в 1933 году началось массовое строительство санитарных самолетов, что стало новым словом в развитии экстренной медицинской помощи населению в отдаленных и труднодоступных районах. Параллельно Красный Крест готовил бортовых врачей, санитаров и даже медсестер-парашютисток! В середине 30-х годов советский Красный Крест выдвинул лозунг «От борьбы с эпидемиями — к оздоровлению труда и быта». Общество взялось за постройку бань и прачечных на крупных промышленных стройках и на железнодорожном транспорте, активисты Общества следили за чистотой в столовых, общежитиях, читали лекции о личной и общественной гигиене. Впрочем, в 1938 году из ведения КК изъяли всю хозяйственную и лечебно-санитарную деятельность, а 6111 лечебно-профилактических и других учреждений передали органам здравоохранения.

Во время Великой Отечественной войны Общество подготовило почти 264 тысяч медсестер, 457 тысячи санинструкторов и 40 тысяч санитаров. Многие из них ценой своего здоровья, а то и собственной жизни спасали защитников Родины и были удостоены звания Героя Советского Союза. Статистика военной помощи впечатляет и сегодня. Тогда донорами стали 5,5 млн человек, из них 90% — женщины. На фронт было отправлено около 1,7 млн литров крови. Свыше 600 тысяч членов Общества шефствовали над 8 тысячами госпитальных палат, 163 домами инвалидов и 628 детскими домами. За годы войны активисты ОКК собрали для эвакуационных госпиталей более 165 тонн продуктов, сшили более 940 тонн белья. В мае 1944 года были организованы 30 санитарно-эпидемиологических отрядов, которые работали в освобожденных районах Украины, Белоруссии, Молдавии: они обследовали население, проверяли санитарное состояние домов, осуществляли санитарный надзор за колодцами, банями, столовыми. После войны при ОКК было создано справочное бюро, которое помогало и до сих пор помогает родным и близким найти друг друга, соединить разорванные семьи.