Испанская купюра номиналом 50 песет. № 9,234,880. Выпущена в британской типографии Bradbury, Wilkinson & Co 17 мая 1927 года. На аверсе размещен портрет испанского монарха Альфонса XIII и Королевского дворца в Мадриде. На реверсе – изображен фрагмент картины Хосе Морено Карбонеро «Основание Буэнос-Айреса Хуаном де Гараем». Водяной знак: женская голова. Размер 9х12,7 см. Оригинал. Состояние хорошее. Представленная банкнота переносит нас за 10 лет до кровавой Гражданской войны в Испании – в те времена, когда страна еще была монархией, которую не раздирали республиканцы и националисты.
Это сегодня почти вся Европа расплачивается единой валютой, а еще каких-то 20 лет назад в каждой стране Старого Света существовала своя национальная денежная единица: марка, франк, крона. В Испании это были песеты. Банкнота в полсотни этих самых песет образца 1927 года и хранится в коллекции “Маленьких историй”. На аверсе представленной купюры с 90-летней историей размещен портрет короля Испании Альфонсо XIII.

Надо сказать, что Альфонсо уже родился королем: его отец – Альфонсо XII – скончался от туберкулеза за полгода до рождения сына, не дожив трех дней до своего 28-летия. Молодого монарха, который за взвешенную внешнюю и внутреннюю политику получил прозвище Умиротворитель, оплакивала вся Испания: он подхватил заразу во время эпидемии холеры, когда лично навещал госпитали с больными. Его сын, Альфонсо XIII, получил отличное образование и стал королем, которому были не чужды либеральные ценности. Годы юности Альфонсо совпали с Испано-американской войной 1898 года и началом политического кризиса в Испании. В 1902 году 16-летний монарх был провозглашён совершеннолетним. Молодой король был ориентирован на Европу и отлично понимал необходимость реформ. Немало усилий Альфонсо XIII потратил на то, чтобы уберечь Испанию от непосредственного участия в Первой Мировой войне. Тем не менее, война пусть и косвенно, но все же повлияла на экономическое положение страны – Испания погрузилась в продовольственный кризис. В одной из поездок по провинции Эстремадура Альфонсо XIII был искренне поражен бедственным положением своих подданных. Будучи человеком действия, король тут же организовал благотворительный фонд для развития региона, однако серьезные экономические и политические проблемы страны ему решить так и не удалось.
В сентябре 1923 года в Испании произошел политический переворот, в результате которого следующие 7 лет фактическим главой государства оказался премьер-министр – генерал Мигель Примо де Ривера. Однако, как мы видим, банкноты с портретом короля в этот период в стране все же выпускались. Диктаторское правление Риверы при молчаливом попустительстве самоустранившегося от дел Альфонса XIII привело к тому, что монархия в Испанском королевстве утратила какую бы то ни было поддержку населения. Потерял авторитет и сам монарх. Об этом красноречиво свидетельствовали результаты выборов, организованных республиканскими партиями в 1930 году. Военщина Риверы у власти не удержалась, сам он подал в отставку, а бразды правления в стране взяли в свои руки левые партии.

Королю же бывшие сторонники монархии посоветовали покинуть Испанию – что он и сделал в апреле 1931 года. Однако перед тем, как оставить родину, Альфонсо подписал манифест, в котором признавал собственные ошибки и призывал отказаться от насильственных методов удержания власти. Достаточно честный и гуманный поступок, который, впрочем, ни к чему не привел. При этом король, в отличие, скажем, от российского императора Николая II, не отрекался от своего трона. Какое-то время после отъезда из Испании Альфонсо XIII еще пытался участвовать в политической жизни страны, предпринимал шаги к восстановлению монархии, но, не получив поддержки, совершенно отошел от политики и стал путешествовать по Европе. Но время безмятежных странствий быстро закончилось: в средине 30-х годов от загульного Альфонсо ушла жена Виктория Евгения Баттенбергская, а вскоре погибли один за другим двое их сыновей. Какое-то время бывший испанский монарх прожил во Франции, затем переехал в Италию, где скончался в 1941 году. Ему было 54 года.

В 1947 году, спустя почти 16 лет после того, как Испанию покинул король, страна по воле каудильо Франсиско Франко вновь стала монархией. Но без монарха. Еще через 20 с лишним лет Франко назначил наследником испанского престола 31-летнего Хуана Карлоса – старшего сына графа Барселонского и внука Альфонсо XIII. Было оговорено одно условие: наследник должен взойти на трон лишь после кончины каудильо. Диктатор почил 20 ноября 1975 года. А через два дня Испания, наконец, снова обрела долгожданного короля – Хуана Карлоса I де Бурбона. Спустя почти 40 лет, в 2014 году, он отрекся от трона в пользу своего сына Филиппе, сообщив об этом мировой общественности через микроблог Королевского дома. В телеобращении к жителям Испании Хуан Карлос заявил: «Я решил завершить своё царствование и отречься от испанской короны. Это необходимо для преодоления и исправления ошибок прошлого, это диктует воля к обновлению и стремление к лучшему будущему».
Но вернемся ненадолго к деду Хуана Карлоса. За годы правления Альфонсо XIII его профили и анфасы не раз попадали на денежные знаки, марки и открытки. Впервые лицо юного короля появилось на монете в 10 песет еще в 1896 году. В 1907 году была выпущена марка с профилем 21-летнего короля, а в 1927-ом в обращение вышла и представленная в нашей коллекции купюра номиналом 50 песет. Но, разумеется, на испанских банкнотах прошлого столетия можно было встретить портреты и других королей – скажем, Филиппа II Благоразумного или Фернандо I Великого. Нашлось на купюрах место и писателям: драматургу и поэту XVII века Педро Кальдерону или Мигелю де Сервантесу. Андалузский романтический писатель и поэт Густаво Адольфо Беккер попал на банкноту в 100 песет в 1965 году. Причем его портрет был выполнен братом поэта, художником Валериано Домингесом Беккером. Не забыли и знаменитых художников: Диего Веласкеса, Эдуардо Росалеса, Хулио Ромеро де Торреса, Игнасио Сулоага.
На представленной в нашей коллекции артефактов испанской банкноте, которой уже более 90 лет, стоят факсимиле сразу трех подписей. Одна из них принадлежит губернатору Банка Испании Карлосу Вергаре Кайлеуксу (Carlos Vergara Cailleaux), который в свое время был не только юристом и политиком, но и министром финансов Испании. Также на купюре увековечены подписи аудитора Адольфо Кастаньо Орехона (Adolfo Castanõ Orejon) и кассира Бонифацио Бургоса Дельгадо (Bonifacio Burgos Delgado).

Теперь внимание на реверс нашей банкноты – здесь помещена картина «Основание Буэнос-Айреса Хуаном де Гараем». Полотно было написано одним из учителей Сальвадора Дали, испанским художником из Малаги Хосе Морено Карбонеро. В 1910 году в честь столетия Майской революции 1810 года, которую считают началом обретения Аргентиной независимости, власти этой страны решили заказать историческое полотно, рассказывающее об основании их столицы. Тогдашний мэр Буэнос-Айреса Мануэль Гуиральдес поручил заказ испанцу Карбонеро, который уже был известен как отличный портретист и автор полотен на исторические сюжеты. Художник привык основательно готовиться к серьезным работам, требующим знание исторического материала. За созданием заказанного полотна следил сам король Альфонсо XIII, лично посещавший мастерскую живописца.
Однако Карбонеро был очень ограничен по времени, картину нужно было доставить в Аргентину к началу юбилейных торжеств. Это обстоятельство не позволило художнику в достаточной мере изучить исторические документы. Но заказ был выполнен и доставлен в Буэнос-Айрес точно в срок. Позднее аргентинские историки долго изучали картину и нашли в сюжете немало спорных моментов. Сам художник тоже продолжил работать с архивными документами и в последствии захотел переписать картину, точнее создать новое полотно, более приближенное к исторической действительности. Второй вариант Карбонеро закончил в 1924 году. Но картина осталась в Испании и выставлена в Музее изобразительных искусств в Малаге. А первая, отправленная в Аргентину, по-прежнему находится в Доме правительства в Буэнос-Айресе.
На холсте изображено историческое событие — установление символа государственной власти на берегу залива Ла-Плата 11 июня 1580 года испанскими конкистадорами во главе с Хауном де Гараем. Гарай дал новому поселению на месте современной столицы Аргентины очень сложное название Сантисима-Тринидад-и-а-су-Пуэрто-Санта-Мария-де-лос-Буэнос-Айрес, что означает Святейшая Троица и у ее врат Святая Мария Хорошего Воздуха. Со временем большая часть слов «отвалилась» и в итоге остались лишь два последних — Буэнос-Айрес. Строго говоря, то, что изобразил Карбонеро, было вторым основанием будущей столицы Аргентины. Первым своим появлением город обязан другому конкистадору — Педро ди Мендосе, который основал поселение на месте современного Буэнос-Айреса в 1536 году. Но спустя всего лишь 5 лет селение было полностью сожжено во время набега индейского племени.
Представленная в нашей коллекции испанская банкнота была отпечатана в типографии английской компании Bradbury, Wilkinson & Co, расположенной в графстве Сюррей. Случай распространенный: далеко не каждое государство самостоятельно обеспечивает себя необходимым объемом денежной массы. Скажем, для послевоенной Германии новые марки в конце 40-х годов ввозились из США, а современная Россия обеспечивает своим печатным станком около 20 других стран, включая Белоруссию, Гватемалу, Ливан. В общем, удивляться нечему. Издательскую компанию Bradbury, Wilkinson & Co еще в 1850-х годах основал Генри Брэдбери, уже спустя несколько лет фирма начала специализироваться на выпуске бумажных денег. В 1903 году ее выкупила американская фирма Bank Note, после чего предприятие начало работу как дочерняя компания ABNC (American Bank Note Company).

Обратим внимание на то, что слово “песета” по-каталонски означает “маленький кусочек”. Она сменила в Испании предыдущую валюту — эскудо — в 1869 году и была введена, как это обычно бывает, чтобы укрепить экономику страны. Первые банкноты, попавшие в обиход, были номиналом 25, 50, 100, 500 и 1000. По мере того, как обесценивалась валюта, появлялись все более крупные купюры, а мелкие выводились из обихода. Так 50 песет перестали печатать в 1982 году, примерно тогда же появились двух- и пятитысячные банкноты. Последняя серия банкнот номиналом тысячу, две, пять и десять тысяч появились на свет в 1992 году. А спустя десять лет, в 2002 году испанцы перешли на евро, хотя расставались со своей песетой неохотно и даже поставили ей несколько памятников. Один из них украшает набережную приморского города Фуэнхирола в Андалусии. Другой тоже находится в Андалусии и тоже на побережье – в городе Эстепона.