11 ноября 1917 года – на заседании Петроградского ревкома впервые в революционной России употреблен термин «враг народа»

Таковыми большевики на заре своей власти считали «империалистов, помещиков и банкиров» во главе с кадетами. Кстати, термин «враг народа», к которому за 70 лет существования СССР успел привыкнуть каждый советский человек, большевиками был заимствован. Изначально он был принят еще в древнеримском праве. Статусом «hostis publicus» (буквально «враг общества») суд в ту далекую пору наделял гражданина, объявленного вне закона и подлежащего уничтожению — как вражеского солдата, воюющего против республики. Но для того, чтобы человека сочли «врагом народа» вовсе не обязательно было посягать на государственные устои. Уже тогда римляне объявляли «врагами общества» тех, кто сочинял и исполнял крамольные стишки или же был уличен в лжесвидетельстве, умышленном поджоге, истреблении чужого урожая. В советскую эпоху, как мы помним, первых нарекут контрреволюционерами, вторых — вредителями.

Во времена Французской революции термин «враг народа» (ennemi du peuple) использовали в качестве синонима понятия «враг революции» и для обоснования Большого террора. Якобинцы называли «врагами народа» всех, кто стремится уничтожить общественную свободу, вернуть королевскую власть, скрыть заговорщиков и аристократов, укротить революционный дух, направить народ на ложный путь. Каждый из них подлежал смерти. Ровно с тем же посылом термин использовали и большевики.

Первым «врагом народа» в ноябре 1917-го был объявлен Верховный главнокомандующий Русской армии Николай Духонин за отказ выполнять распоряжение Ленина о переговорах о перемирии с Германией. Спустя несколько дней революционные матросы буквально растерзали первого «врага народа». А в конце ноября Ленин заклеймил «врагами народа» целую партию кадетов. Дальше — больше. Необходимость борьбы с «врагами народа» обосновывалась сталинским тезисом о том, что по мере продвижения на пути коммунистического строительства классовая борьба обостряется, возникают классовые враги: контрреволюционеры, вредители, шпионы, диверсанты, врачи-убийцы. Наказание им определялось по пресловутой 58-й статье УК РСФСР.

О том, как в СССР поступали с “врагами народа” – в статье Узники «священной» реки