Стрешневское “чудо”

Последняя законная хозяйка знаменитой подмосковной дворянской усадьбы Покровское-Стрешнево, княгиня Евгения Шаховская-Глебова-Стрешнева, очень любила всё, что связано с культурой и архитектурой. Правда, вкусы её вовсе не отличались изяществом, а отношение к предметам искусства порой граничило с вандализмом. Так, например, поговаривали, что купленные у западных мастеров живописные полотна она могла запросто скорректировать на свое усмотрение – скажем, что-нибудь пририсовать. Знакомство же с европейской архитектурой и вовсе пробуждало в княгине неукротимую творческую фантазию. Она могла, например, впечатлившись увиденным средневековым замком, затеять масштабную подмосковную стройку по его мотивам. И даже на этапе проектирования или строительства Евгения Федоровна запросто могла отослать своему архитектору снимок с изображением приглянувшегося ей европейского особнячка, сопроводив его указанием непременно воссоздать сие архитектурное диво в натуре. И все её капризы зодчие воплощали в жизнь.

Евгения Шаховская-Глебова-Стрешнева

Так, собственно, произошло и с усадьбой Покровское-Стрешнево, главный дом которой стараниями ее владелицы и архитекторов Александра Резанова и Константина Терского постепенно превращался из классического ампирного особняка в некое подобие средневекового замка. И это при том, что задумывался он вообще как теремной дворец – с башенками, шатрами, двойными окнами в арочном обрамлении. Но вскоре над старой частью дома были надстроены дощатые завершения, включая четырёхбашенную “корону”, а также деревянная вышка с северного торца дома. Искусствоведы называют результат перестройки усадьбы «архитектурным парадоксом». Здание представляло собой фантастическое смешение нескольких совершенно несовместимых стилей, странную комбинацию романтического европейского замка с загородной резиденцией русского помещика. После революции усадьба вместе с дачами была реквизирована и превращена в санаторий ЦК, потом передана в ведение дома отдыха текстильщиков. И лишь после последней современной реставрации все архитектурные излишества с фасада здания были убраны.