3 декабря 1921 года — американская танцовщица Айседора Дункан открыла в Москве свою «Школу пластического танца»

Большевики с большим пиететом относились к уже постаревшей «божественной босоножке». В пору, когда из Советской России бежали за границу всемирно известные артисты балета, наркомпрос Анатолий Луначарский уговаривал Айседору приехать работать в Москву: советская власть тогда приветствовала новаторство во всем, в том числе и в танце. Американке даже посулили под танцевальную студию здание храма Христа Спасителя.
Вот как Дункан представляла свою будущую жизнь в «красной Москве»: «Весной 1921 года я получила телеграмму от советского правительства. «Одно только русское правительство может вас понять. Приезжайте к нам; мы создадим вашу школу». Откуда явилась ко мне эта весть? Из того места, которое Европа считала «преисподней» – от советского правительства в Москве. И, оглядев свой пустой дом, где не было ни Архангела, ни надежды, ни любви, я ответила: «Да, я приеду в Россию и буду учить ваших детей, если вы мне дадите ателье и все нужное для работы». По пути в Россию я чувствовала то, что должна испытывать душа, уходящая после смерти в другой мир. Со всем жаром существа, отчаявшегося в попытках претворить в жизнь в Европе свои художественные видения, я готовилась ступить в идеальное царство коммунизма. Я не взяла с собой туалетов, так как в своем воображении должна была провести остаток жизни, одетая в красную фланелевую блузку среди товарищей, одинаково просто одетых и преисполненных братской любовью. Я с жалостью и презрением вспоминала старые привычки и основы жизни буржуазной Европы, которую покидала. С этого времени я должна была стать товарищем среди товарищей и выполнять обширную работу для блага человечества. Прощай неравенство, несправедливость и жестокость старого мира, которые сделали создание моей школы невозможным».
Храм Христа Спасителя для Дункан, конечно, не выделили, но предоставили большой особняк на Пречистенке — дом № 20 в стиле классицизма с затейливыми лепными украшениями, настоящий московский старожил, сохранивший удивительные истории своих прежних владельцев.
Удивительное совпадение: бывшие владельцы особняка — совладелец крупной чайной компании Алексей Ушков с супругой балериной Большого театра Александрой Балашовой — после отъезда из России поселились в парижском доме Дункан.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.