Кирпич с клеймом «БАИ» из особняка Ивана Смирнова на Берсеневке. XIX век

Кирпич с клеймом «БАИ» завода Байдаковых, располагавшегося в селе Троицко-Голенищеве Московского уезда, примерно на пересечении нынешней Мосфильмовской ул. с улицей Пудовкина в Москве. Изъят в ходе реконструкции из бывшего дома Ивана Алексеевича Смирнова  на Берсеневской набережной, 16 стр.9. Кирпич сохранил следы характерной для середины-конца XIX века беловатой цементирующей смеси с добавлением яичного белка.

Старинные палаты на Берсеневской наб., 16 стр.9, были построены в XVI веке на обширном участке, некогда принадлежавшем Ивану Никитичу Беклемишеву, боярину из окружения Ивана III Великого, входившему в состав великокняжеской думы. После казни Беклемишева в 1525 году по навету богослова и переводчика Максима Грека (причисленного в 1988 году к Лику святых), его палаты перешли к думному дьяку Аверкию Кириллову, позже были перестроены в стиле барокко, и в таком виде существуют и поныне. Кому принадлежали соседние с ним палаты, позже перестроенные в классический особняк, доподлинно неизвестно.

Но в 1863 году этот дом покупает один из основателей водочной династии Смирновых — бывший крепостной крестьянин села Текусеино Мышкинского уезда Ярославской губернии Иван Алексеев, со временем ставший купцом первой гильдии Иваном Алексеевичем Смирновым и возведённый самим императором Николаем I в сословие Потомственных Почетных граждан.
Винное дело и фамилию (а крепостные крестьяне, согласно «Соборному Уложению 1649 года», фамилий не имели) Иван унаследовал в 1835 году от своего брата Григория, добившегося права на торговлю и открытие собственного дела и ставшего владельцем нескольких винных (их тогда называли ренскими — от слова «рейнское вино») погребов и завода по производству пива и медовухи. Уже к 1836 году братья Иван и Григорий выкупаются из крепостной зависимости, причем Григорий становится купцом третьей гильдии. После смерти брата Иван Алексеевич Смирнов переносит семейное дело в Москву.
Здесь он открывает собственное производство — сначала на Варварке, а в 1863-1865 гг приобретает обширные владения и бывшие государевы винные склады на Берсеневской набережной. Спустя несколько лет заводы Ивана Алексеевича выпускают более 300 наименований винной продукции, его коньяки и ликеры становятся победителями и призерами многочисленных международных конкурсов, однако ему так и не удаётся получить статус Поставщика Двора и право на двуглавого орла на клейме.
Этой цели в 1886 году достигнет его племянник, сын младшего брата Арсения — Пётр Арсеньевич Смирнов, после переезда с отцом и братом Яковым в Москву работавший некоторое время у Ивана Алексеевича приказчиком. Именно Петра Арсеньевич приобретет знаменитый дом на Пятницкой, ставший символом торговой марки Smirnoff.
Ну а дело Ивана Алексеевича Смирнова на Берсеневке шло ни шатко ни валко. К середине XIX века зданием на Берсеневской набережной и винными цехами управлял его сын Сергей Иванович, сам же основатель водочной династии вплотную занялся благотворительностью: более 20 лет он служил старостой Успенского собора Московского Кремля, где на собственные средства восстанавливал древние росписи, ремонтировал элементы убранства, строил новые иконостасы. В 1874 году, через год после смерти Ивана Алексеевича, его сын Сергей учреждает Торговый дом «И.А.Смирнова сыновья», располагающийся в том же доме на Берсеневской набережной. На фотографиях начала века этот дом хорошо различим — от нынешнего особняка его отличают более высокая крыша и небольшая изба с въездными воротами с вывеской.

 

В начале 2000-х годов при ремонте изрядно потрёпанного жизнью особняка были обнаружены сводчатые потолки и скрытые под штукатуркой наличники древних палат. В 2004 году постановлением Правительства Москвы особняку был присвоен статус памятника архитектуры регионального значения. Позже в здании была проведена реставрация с заменой значительной части конструкций новоделом. Впрочем, элементы старинной кладки можно увидеть в виде наличников на стенах первого этажа, а также в обширных сводах подклети, где в 2019 году открылся ресторан.

Кирпич, применявшийся для перестройки бывших палат в середине XIX века, производился на обширных мануфактурах Байдаковых, располагавшихся в районе нынешнего ЖК «Мосфильмовский» на Мосфильмовской улице. Само кирпичное производство в долине реки Сетунь, богатой глиной, было основано еще после пожара Москвы 1812 года, когда столице требовалось много кирпича. В начале 1830-х гг. владелицей завода стала Мария Алексеевна Байдакова, от которой позже он переходил к наследникам династии: потомственному почетному гражданину купцу Александру Ефимовичу Байдакову, затем его супруге Ольге Федоровне, а позже и к их сыну Леониду Александровичу Байдакову.
Завод 1840-х годов и до начала XX века завод Байдаковых был одним из крупнейших в Москве. Достаточно сказать, что, наряду с сотнями домов по всей Москве, в 1892 году именно байдаковский кирпич был использован для грандиозных работ по укреплению Китайгородской стены, на сохранившейся части которой за отелем «Метрополь» до сих пор можно увидеть кирпичи с этим клеймом.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.