Редкая книга «Боевая группа Шерера — 105 дней в окружении» на немецком языке. Это уникальный сборник документальных свидетельств и фотографий германского военного корреспондента Рихарда Мука о событиях в период Торопецко-Холмской наступательной операции. Предисловие к изданию написано генерал-майором Теодором Шерером, чья группа и провела в «Холмском котле» более 100 дней — с января по май 1942 года. Переплёт и оформление Курта Тиллессена. На обложке в качестве имени Шерера использован его автограф. Год издания – 1943. Издательство Герхарда Шталлинга, Ольденбург. Содержит 130 страниц, 155 снимков. Оригинал. Состояние хорошее.
Это издание стало официальным подарком министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Гебельса немецким солдатам и офицерам, выжившим в Холмском котле, а также родственникам погибших бойцов. Последних оказалось около 2000, каждый был награжден нарукавным щитом «Холм».
В первую же военную зиму 1941-42 годов немцы близко познакомились с русским «генералом Морозом». Осажденным в Холме оккупантам — частям 123-й и 218-й пехотных дивизий, 285-й и 281-й охранной дивизии, отдельным подразделениям Люфтваффе, а также вспомогательным подразделениям — пришлось в январе-феврале 1942 года выживать в 52-градусные морозы. Военный корреспондент Рихард Мук прибыл в Холмский котёл с одним из грузовых планеров в самый разгар событий — в начале марта 1942 года. Он сделал более 2500 черно-белых и цветных снимков, благодаря которым Торопецко-Холмская наступательная операция советских войск оказалась одним из наиболее задокументированных эпизодов Второй Мировой войны.

А начиналось все для немцев довольно радужно: уже 3 августа 1941 года, всего спустя полтора месяца после начала войны, части Вермахта заняли Холм — главный город одноимённого района Новгородской области в месте слияния рек Ловать и Кунья. К концу 1941 года оккупированный городок насчитывал 6100 жителей. Для немцев это был важнейший транспортный узел: был и речной переправой, и перекрёстком установившихся путей с севера на юг и с запада на восток. С августа 1941 по январь 1942 года Холм также выполнял функцию базы снабжения и перевалочного пункта, удачно расположенного в непосредственной близости к линии фронта. Он охранялся лишь «обозниками», частями тыловой службы и небольшими силами охранных подразделений.
Ситуация начала меняться после того, как в декабре 1941-го продвижение немецкой армии было остановлено битвой за Москву. Уже 8 января советские войска предприняли контрнаступление на правое крыло группы армий «Север», которое было сформировано 16 армией южнее озера Ильмень. Советские части прорвали немецкую линию фронта сразу на нескольких участках, в связи с чем главнокомандующий группой армий «Север», генерал-полковник Георг фон Кюхлер, пробовал усилить оборону частями, снятыми с других фронтов. В частности, для этих целей в январе 1942 года был снят 39-й танковый корпус близ Холма, так что оборону восточнее транспортного узла держала только одна немецкая часть в размере полка. 17 января 2-я Ленинградская партизанская бригада блокировали все подъездные пути и коммуникации к городу. Утром 18 января в 4.00 началось наступление на Холм, к полудню немцы отступили к центру города. Однако атака сорвалась: без поддержки и боеприпасов партизаны к вечеру вынуждены были отойти. В ночь на 19 января 1942 года в город для усиления прибыл командир 281-й охранной дивизии, генерал-майор Теодор фон Шерер, приняв командование всеми частями в районе. Однако его дивизия в Холм войти так и не успела: к 22-му января советские войска — 33-я и 257-я стрелковые дивизии и 31-я стрелковая бригада замкнули кольцо вокруг города. Под началом Шерера остались три роты 65-го резервного полицейского батальона, три пехотные роты, части пехотного полка 385, части снабжения и тылового обеспечения — всего 3500 человек.






















