Гравюра с портретом Екатерины II, 1768 год

Гравюра с портретом Екатерины II работы французского гравера Антона Яковлевича Радига. Под портретом медальонной формы размещено факсимиле оригинальной подписи российской императрицы, указаны годы ее жизни и царствования. Гравюра создана в 1768 году со знаменитого портрета Екатерины II перед зеркалом, написанного маслом пятью годами ранее датским живописцем Виргилиусом Эриксеном. Оригинал этой картины находится в Эрмитаже. В аннотации к гравюре представлена подробная история создания портрета и описание внешности Екатерины Великой в разные годы жизни. Гравюра указана в «Подробном словаре русских гравированных портретов», выпущенном в 1898 году под редакцией Д.А. Ровинского.


Из всех скандинавских портретистов, творивших в Российской империи, самым востребованным оказался датчанин Виргилиус Эриксен (1722—1782). Целых 15 лет, с 1757 по 1772 годы, живописец жил в России, работал в Санкт-Петербурге. В нашу страну он попал уже маститым 35-летним художником, знающим, как угодить взыскательным высокопоставленным особам. Виргилиус прибыл еще ко двору Елизаветы Петровны, но с восшествием на престол Екатерины II карьера его резко пошла в гору — Эриксен был назначен придворным живописцем. Его репутация в екатерининскую эпоху была чрезвычайно высока. Датчанин написал не менее 30 парадных портретов Екатерины Алексеевны в разных живописных техниках, композициях, форматах, костюмах и позах. Венценосной модели были по душе работы кисти скандинавского живописца, умевшего изящно и тонко польстить. Как, например, на этом портрете императрицы у зеркала. Вглядитесь: здесь не одна, а две Екатерины, причем совершенно разных.

Портрет Екатерины II перед зеркалом. 1762-1764 годы

Екатерина II изображена в парадном платье с огромными фижмами и синей орденской ленте Андрея Первозванного, с малой короной на голове. В правой руке — веер, левая с изящно отогнутыми пальцами, прижата к груди. Щёки густо нарумянены. Из-под платья кокетливо выставлена носок туфли.  Приветливый взор Екатерины обращен к зрителю. Перед нами — добрая, обаятельная и рассудительная женщина-философ. На подзеркальном столике, на алой подушке, лежит Большая императорская корона и рядом жезл — атрибуты абсолютной власти. В глубине зеркала, на черном фоне, отражение императрицы в профиль. Это совершенно другая Екатерина — самодержица. Строгий, надменный профиль и есть истинный лик грозной Екатерины Великой.

Однако именно добрую, а не грозную императрицу решил перенести на свою гравюру французский мастер Антон Яковлевич (Антуан-Христофор) Радиг (1719-1809). Как сообщается в аннотации, увидев это изображение, «Эриксен написал Радигу благодарственное письмо», в котором отмечал, что это самый похожий портрет императрицы.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.