Свидетельство об освобождении от воинской повинности, 1905 год

Бессрочное свидетельства о явке к исполнению воинской повинности, выданное на имя Николая Васильевича Шокина – крестьянина Тверской губернии Корчевского уезда Кимрской волости села Кимры. Судя по данным, вписанным от руки черными чернилами в бланк, Николай был призван в армию в соответствии с вытянутым жребием (№191), но был навсегда освобожден от воинской повинности в связи с неспособностью к несению военной службы. Свидетельство, выданной Корчевским уездным Присутствием в октябре 1905 года, скреплено печатью и председателем Присутствия.


Говорят, в Кимрах раньше Шокиных было – как Ивановых в Иваново. Действительно, это была очень распространенная в этом тверском городке фамилия (входит в четверку самых старинных фамилий Кимр). Об Илье Семенове – сыне Шокина – есть информация еще в Переписной книге 1710 года. Представители этого рода, разных его ветвей, отличались деловой, чисто кимрской хваткой и открытостью к делам сельского общества. История сохранила имя строителя и попечителя богадельни Ивана Михайловича Шокина. На 100 тысяч рублей закупал хлеб и выгодно продавал его в Петербурге, Корчеве, Талдоме и Кимрах другой Шокин – Иван Матвеевич. Еще один Шокин – Владимир Спиридонович – был одним из пяти сыновей сапожного мастера Спиридона Матвеевича, выполнявшего одно время в селе обязанности руководителя социальным обеспечением. «Спиридоновичи» хорошо преуспевали в делах: так, Александр и Владимир занимались кожевенной торговлей и производством обуви, а Иван и Василий Спиридоновичи торговали бакалеей и колониальным товаром. Обладатель представленного в нашей коллекции освобождения от воинской службы был, скорее всего, как раз сыном Василия Спиридоновича Шокина.

В открытых источниках встречается и полное совпадение: так, в 1924 году некий Николай Васильевич Шокин организовал в Кимрах Уездный народный кустарно-производственный историко-этнографический музей. Вполне возможно, это наш герой (во всяком случае, по возрасту подходит – в середине 1920 годов ему было бы около 45 лет). Известно, что Николай Васильевич имел неоконченное высшее образование, прослушал при университете курсы по библиотечному делу, прошел подготовку к музейной работе, одно время возглавлял Кимрский архив.

Сейчас уже вряд ли возможно достоверно установить, по какой такой уважительной причине Николай Васильевич Шокин был признан неспособным к службе. Устав о воинской повинности у ту пору предусматривал многочисленные льготы и причины освобождения от службы по состоянию здоровья, роду занятий и семейному положению. Так, от службы освобождались единственные сыновья у родителей, а также единственные способные к труду: сын «при отце, к труду не способном, или при матери-вдове»; брат при «круглых сиротах, братьях или сестрах», и внук «при деде или бабке, не имеющих способного к труду сына».

 

Всем призывавшимся к исполнению воинской повинности, но не принятым на службу, выдавались свидетельства о явке к исполнению воинской повинности, а именно: 1) признанным совершенно неспособными к службе – бессрочные свидетельства об освобождении их навсегда от службы; 2) зачисленным в ополчение – бессрочные о том свидетельства, и 3) лицам, получившим отсрочки в поступлении на службу, подлежащим переосвидетельствованию и отправленным в лечебные заведения на испытание, – временные свидетельства, в коих с точностью обозначается, чем обуславливается окончание срока их действия.