Открытка со снимком Женской прогимназии города Корчевы. Начало XX века*

Дореволюционная почтовая открытка, на лицевой стороне которой размещена черно-белая фотография Женской прогимназии города Корчевы. Судя по почтовому штемпелю, карточка была отправлена 21 сентября 1907 года из Корчевы некой Е.В.Б. в Тверь на адрес Епархиального женского училища на имя Веры Арсеньевны Ромодановской. На обороте помимо открытого письма, составленного черными чернилами, также присутствует погашенная почтовая марка номиналом 3 копейки.


Представленная в нашей коллекции открытка дает нам повод вспомнить сразу два женских учебных заведения Тверской губернии – Епархиальное училище и прогимназию. Довольно редкий случай, если учесть, что до начала XX века образование в Российской империи фактически считалось мужской привилегией. Исторический интерес оба учреждения представляют еще и по той простой причине, что их деятельность внезапно оборвалась: их закрыли, точнее – преобразовали – вскоре после революции 1917 года. Непростая судьба оказалась и у зданий, в которых некогда размещались оба учебных заведения.

Корчева скоро уж 85 лет как ушла под воду, а память о ней живет – в воспоминаниях, старых письмах и архивных снимках. К счастью, фотооткрыток с видами этого уездного городка на рубеже XIX-XX веков было издано около сотни. Снимки Женской прогимназии, располагавшейся на немощеной Большой улице, попадали на почтовые карточки как минимум 5 раз: трижды это были непосредственно адресные планы здания и дважды панорамные виды улицы, на которой среди одноэтажной деревянной жилой застройки нельзя не заметить единственный двухэтажный кирпичный особняк (для надежности мы указали на него стрелкой).

Разумеется, это было далеко не первое образовательное заведение Корчевского уезда. Приходское двуклассное училище открылось здесь еще 13 июля 1808 года – прямо в церковной сторожке при деревянном храме Преображения, построенном в 1771 году на высоком берегу Волги. История сохранила потомкам даже имя первого учителя – это был дьячок той самой Преображенской церкви Герасим Петров. 14 лет он давал детям основы знаний, затем его сменил дьяк местного Воскресенского собора Михаил Свистушков. И лишь в 1833 году на должность учителя в Корчеву был прислан “светский” специалист – Николай Беляев. В 1891 году училище преобразовали в церковно-приходскую школу, а спустя еще 6 лет образовательный процесс перенесли из старой сторожки в новое кирпичное здание Преображенской церкви. В 1876 году в городе появилось мужское трёхклассное училище – позже гимназия. Правда, попасть в него детям многочисленной корчевской бедноты было не по карману: в училище брали в основном отпрысков местных купцов и чиновников.

Для девочек же возможность получить среднее образование появилась только в 1900 году. Именно тогда в Корчеве наконец открылась женская семиклассная прогимназия. Причем для нее не приспосабливали никаких старых помещений, а специально выстроили просторное двухэтажное кирпичное здание с большими окнами и четырехскатной крышей, теплыми и светлыми кабинетами. Известно, что выбить эту масштабную стройку для провинциальной Корчевы помог инспектор народных училищ Александр Алексеевич Жданов (отец будущего секретаря ЦК ВКП (б) Андрея Жданова). Высланный в свое время в Тверскую губернию из Мариуполя «по подозрению в политической неблагонадежности», он не только сумел сделать немало полезного для местного образования, но и стать “своим”. Как горевали жители Корчевы, когда узнали о внезапной смерти Жданова: в марте 1909 года инспектор возвращался из очередной поездки по сельским школам, во время переправы через Волгу лошади провалились в полынью. Жданов, стоя по пояс в ледяной воде, помогал ямщику спасти экипаж, в Корчеву вернулся совершенно больным. Через несколько дней его не стало.

И тот же Александр Жданов помог преобразовать корчевскую женскую прогимназию в гимназию, имевшую дополнительный восьмой класс. Обратите внимание: на одной из старых фотооткрыток, где на фоне здания запечатлена группа юных воспитанниц в светлой форме, над входом уже нет прежней вывески “Прогимназия”. Отныне выпускницы этого образовательного заведения получали право преподавать русский язык и математику в младших классах сельских школ. Тверской архив хранит имена девушек первого выпуска корчевской восьмилетки: Евгения Шелагина, Мария Верагина, Мария Полякова, Анастасия Гагаева, Екатерина Морошкина – все они отправились преподавать в сельские школы и успешно продолжили учительскую карьеру в советское время.

Большая улица Корчевы по время половодья

В 1914 году педсовет гимназии возглавил Алексей Николаевич Симонов. Спустя 4 года он станет одним из организаторов учительской антисоветской демонстрации в Корчеве. Ответ новой власти не заставил себя ждать: в том же 1918 году Симонова расстреляют как “враждебного элемента”. А вскоре старорежимную гимназию реорганизуют в общеобразовательные школы первой и второй ступени. Старожилы вспоминают, что педагогический состав в них был исключительно профессиональный. В 1936 году в связи с грядущим затоплением Корчевы при строительстве канала имени Москвы здешняя школа была перенесена в город Конаково и стала называться Конаковской средней школой №1. Дети и учителя получили типовое двухэтажное здание, дореволюционная постройка оказалась погребена под водой, переносить ее, как некоторые другие крепкие корчевские строения, не стали.

Школа №1 в городе Конаково

Если узнать имя отправителя нашей почтовой открытки, подписавшегося инициалами Е.В.Б., нет никакой возможности, то о получательнице письма нам кое-что удалось выяснить. Вера Арсениевна Ромодановская – дочь священника Борисоглебского погоста Калязинского уезда Арсения Федоровича Ромодановского (скончался 28 февраля 1894 года). Причем дед и прадед Веры Арсеньевны тоже были священниками в Тверской губернии. Не удивительно, что и сама она избрала для себя схожий жизненный путь – в 1903 году закончила четыре курса Тверского епархиального женского училища. И не только она: среди выпускниц этого высшего образовательного заведения значатся и две ее сестры – Лидия (выпустилась в 1910 году) и Екатерина (выпустилась в 1904-ом). Известно, что по окончании Тверского епархиального женского училища Вера Арсеньевна стала членом его Совета, а Екатерина Арсеньевна служила сестрой милосердия Марфо-Мариинской обители в Москве. Заметим также, что вскоре после получения письма, в 1907 году, Вера Ромодановская скончалась. Судя по содержанию послания, человеком она была очень сердобольным и отзывчивым: “Дорогая Верочка! Сердечно благодарю тебя за все услуги, оказанные тобой по отношению ко мне. Если будет посылочка – пошли ко мне”. 

Что касается Женского епархиального училища, то появилось оно в губернском городе Тверь довольно позно – в 1895 году. “В 1890 году, в день 50-летнего юбилея служения в священном сане Архиепископа Саввы, духовенство в адресе своем выразило желание скорейшего построения в Твери епархиального женского училища. Пожертвовало на оное 5940 рублей, и Высокопреосвященный Савва от себя на тот же предмет выдал одну тысячу рублей. Указом консистории от 22 мая 1892 года составлена была комиссия из 6 лиц для предварительной разработки вопроса об устройстве в Твери епархиального женского училища», – сообщают архивы. Училище открылось в новом шикарном трёхэтажном здании классического стиля, построенном на высоком правом берегу Волги. Оно прекрасно вписалось в облик города и стало настоящим украшением тверской набережной.

Это было весьма строгое полузакрытое образовательное учреждение, 6-летняя программа которого предусматривала подготовку дочерей православного духовенства к преподаванию в начальных классах (теперь понятно, как дочь потомственного священника Ромодановского оказалась в этих стенах). Здесь, помимо Закона Божия, изучали русский, французски и немецкий языки, арифметику, чистописание, а на старших курсах – гражданскую историю, дидактику, физику, психологию и литературу.

После революции 1917 года Епархиальное училище превратилось в Единую трудовую школу, а спустя 20 лет, в конце 1930-х, в здании разместилась Областная детская больница. Во время Великой Отечественной войны оно было сильно повреждено и восстановлено только в середине 1950-х. Врачи и пациенты вернулись в отремонтированный корпус на 60 с лишним лет, но в феврале 2017 года в здании произошел крупный пожар.

Огнеборцы несколько часов пытались отбить строение у пламени, но внутренние и внешние повреждения оказались очень серьезными. Огонь уничтожил помещения второго и третьего этажей, где располагались когда-то актовый зал и училищная церковь, а после войны был устроен конференц-зал. В результате историческое здание четвертый год стоит заброшенным.