Кирпичи с клеймом «47» и «48» из Дома причта Крестовоздвиженской Армянской церкви в Москве, XIX в

Два кирпича с клеймами «47» и «48» — вероятно, личными номерами порядовщиков, отвечавших за качество кирпича на мануфактурах XIX века.  Были изъяты в ходе реставрационных работ в двухэтажном флигеле — т.н.»Доме причта» Армянской апостольской Церкви Воздвижения Креста «Сурб Хач» («Святой крест») в Армянском пер., 3-5 в Москве.

В этой истории, как это часто бывает со старинными зданиями центральной части Москвы, достаточно громких имен и драматических сюжетов. Начать с того, что, как повсюду на Старой Покровке, в Армянском переулке (а в XVI-XVII веках Артамоновском, Никольском и Столповском — по имени несохранившегося храма Николая Чудотворца в Столпах) селилось немало знатных дворянских родов. Так, здесь, на месте дома № 7 (известного как дом княгини Елизаветы Христофоровны Абамелек-Лазаревой) располагался обширный участок ближайшего сподвижники и воспитателя Петра I боярина Артамона Матвеева. По обе стороны переулка раскинулись палаты XVII века боярского рода Милославских, невероятно возвысившегося после первого брака царя Алексея Михайловича на Марии Ильиничне Милославской, но потерявшего свое влияние после попытки привести к власти царевну Софью и вынужденных уступить свои усадьбы более удачливым фамилиям того времени. Поэтому в XVIII — XIX веках в бывших палатах Милославских по обе стороны тогда еще Артамоновского переулка владельцами числятся думный дьяк и воспитатель юного Петра I Иван Протопопов, князь Иван Сергеевич Гагарин, княгиня Мария Александровна Салтыкова (графиня Потоцкая) и многие другие.

Однако начиная с 70-х годов XVIII века история переулка неразрывно связывается с фамилией Лазаревых. В 1758 году основатель династии Лазаревых — ювелир Лазарь Назарович Лазарев (Лазарян) приобретает большой земельный участок со стороны  Малого Златоустьинского переулка. Вскоре его сын — ювелир Екатерины II Иван Лазаревич  приобретает несколько участков напротив, включая бывшие палаты Милославских. Тогда же Лазаревы подают прошение о разрешении строить армянские храмы в Москве и Петербурге. В 1774 году, получив дворянское звание и титул графа, Иван Лазаревич начинает строительство в теперь уже Армянском переулке, позади палат Милославских, армянской апостольской Церкви Сурб Хач (Святой крест) — или, по-русски, Церкви Воздвижения Креста — как считается, по проекту архитектора Георгия Фридриховича Фельтена.  Ее строительство заканчивается в 1781 году. Поскольку в указе Екатерины II говорилось о том, что Армянские церкви должны возводиться «на таком основании, как и Католические церкви состоят», то колокольный звон ей иметь не дозволялось, так что колокольня у храма появилась лишь в 1866 году. К тому времени храм уже дважды перестраивался — в 1858 и ранее в 1820-м году, когда в нем появились скульптуры Ивана Витали.

Храм Сурб Хач в Армянском пер., фото 1883 года

К началу 1800-х годов Лазаревы выкупают большую часть наследия Милославских-Протопоповых по обе стороны теперь уже Армянского переулка.  Причем главной целью этих приобретений — или, как сказали бы сегодня, миссией — было создание своего рода благотворительного центра для армянской диаспоры, где каждый мог бы получить образование, приют и, при необходимости, другую помощь. В 1809 году в белокаменных палатах Милославских (ныне Армянский пер, 3/5с1) расположился церковный Касперовский приют (в честь генерала Касперова — арм. фамилия Гаспарян, щедро финансировавшего приют) для бедных детей, приезжавших в Москву обучаться ремеслам. Чуть позже на противоположной стороне переулка Лазаревы выкупают обширный участок, где в 1815 году основывают школу для армянских детей  — «Армянское господ Лазаревых училище». Позже Лазаревы выкупают и палаты Салтыковой-Потоцкой, к тому времени вынужденной из-за чахотки навсегда уехать за границу, и присоединяют их к зданию училища. В 1848 году весь образовавшийся единый архитектурный комплекс Лазаревы передают в ведомство Министерства народного просвещения Российской империи, но фамилию своих основателей Лазаревский Институт Восточных языков сохранит на всё время своего существования. В наши дни в помещениях бывшего института располагается Посольство Республики Армения.

Видимо, на рубеже XVIII и XIX веков прямо напротив училища появляются две небольших трехэтажных дома (Армянский пер.3-5), в одном из которых располагается дом причта Крестовоздвиженского храма, а в другом живут преподаватели и наставники Лазаревского училища. В 1820-1850-е годы постройки  расширяются, соединяясь с бывшими палатами Милославских. В те же годы во дворах этих зданий появляется устроенная Лазаревыми по инициативе участника Бородинской битвы генерала Павла Меликова богадельня — «Касперовский приют для бедных армян».

В 1827 году внук основателя династии Христофор Екимович Лазарев приобретает расположенные по другую сторону Церкви Сурб Хач еще одни палаты XVII века — со стороны Архангельского переулка  — и также передает их в дар церкви. В этих палатах некоторое время располагается резиденция Армянского архиепископа, а позже он становится своего рода домом приемов для высоких церковных гостей. Это здание сохранилось и сегодня располагается по адресу Архангельский пер., 5 стр.4

 

Кроме того, Еким Лазарев выкупает примыкающий к церкви участок, принадлежавший потомкам Артамона Матвеева — княгини Мещерской. Здесь появляется сад с прудом для обитателей богадельни, но в конце века  внучка Лазаря Назаровича — Елизавета Лазарева-Абамелек считает, что участок может приносить больше пользы и возводит здесь обширный 5-этажный доходный дом (ныне Армянский пер.,7), прибыль от которого также направляется на нужды Крестовоздвиженской церкви.

Доходный дом Амбелек-Лазаревой

Любопытно, что Армянский переулок практически не пострадал в пожаре 1812 года. Возможно, потому что прямо на углу Армянского переулка и Маросейки, в роскошном дворце графа П.А.Румянцева (ныне посольство Белоруссии) — расположился созданный Наполеоном Московский муниципалитет. По другой версии, своим спасением от пожара  Армянский переулок были обязаны телохранителю Наполеона мамелюку Рустаму, армянину по происхождению.

Так или иначе, но к началу XIX века практически единственным крупным зданием в Армянском переулке, не принадлежащим семейству Лазаревых, остался дворец капитана флота, участника Чесменского сражения графа Ивана Сергеевича Гагарина, созданный графом по проекту М.Ф.Казакова на основе палат опять же Милославских. В 1810 году дворец перешел в руки семейства Тютчевых — родителей известного поэта — а с 1831 года здесь разместилась так называемая Горихвостовская богадельня, относившаяся к ведомству Московского попечительства о бедных.

Дом князя Гагарина

На остается добавить, что построенная Лазаревыми Крестовоздвиженская церковь стала местом трагедии, потрясшей всю Армянскую общину в Москве. Как писала газета «Московский листок» от 16 декабря 1902 года, накануне «На паперти армянской Крестовоздвиженской церкви среди бела дня убит кинжалом один из самых богатых москвичей банкир Исаак Исаакович Джамгаров. Убийца назвался Михаилом Якубовым, он — армянин, персидский подданный. В Москву приехал недавно, искать место. Для чего и обращался к Джамгарову, но последний в просьбе отказал, причем, по словам Якубова, отказал грубо и оскорбил. За что последний будто бы и решил отомстить».

 

Исаак Джамгаров

Джамгаровы был один из известнейших купеческих родов в России. Выходец из армянского города Шуши в Арцахе (Нагорный Карабах), Исаак Исаакович Джамгаров был банкиром, потомственным почетным гражданином Москвы, совладельцем, наряду с 4 своими братьями, товарищества «Братья Джамгаровы» и знаменитой на всю Россию шоколадной фабрики «Сиу и Ко». Кроме того, погибший был известный благотворитель и меценат, активно поддерживал тот же Касперовский приют, финансировал строительство первом больницы в Арцахе, а на станции Лосиноостровская под Москвой устроил на своей даче санаторий для больных туберкулезом детей. Этот бывший санаторий до сих пор сохраняется в топонимах Северо-Восточного округа столицы: Джамгаровский пруд, Джамгаровский сад.

Дети на Джамгаровском пруду, 1904 год

Вскоре выяснилось, что убийца банкира — тоже выходец из Шуши; его настоящее имя было вовсе не Михаил Якубов, а Матевос Минасянц, и Джамгарова он зарезал вовсе не из-за случайной ссоры, а специально приехал из Арцаха, чтобы показательно убить банкира за отказ финансировать подпольную армянскую революционную партию Дашнакцутюн…
Нам остается добавить, что Армянскую Церковь Воздвижения Креста снесли в 1930-е годы, и на ее месте была построена школа.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.