Аттестат Педагогических курсов Санкт-Петербургских женских гимназий на имя Гусевой Марии Андреевной, закончившей обучение с золотой медалью и удостоенной за это звания “домашней наставницы”. 1884 год. Оригинал, состояние соответствует возрасту.
К началу ХХ века в России насчитывалось более 950 женских гимназий и прогимназий. Первые женские гимназии при министерстве народного просвещения появились в 1870 году на базе действовавших ранее женских училищ. В женские гимназии принимались девочки всех сословий и вероисповеданий, проходившие обучение по 7 основным и 8-му педагогическому курсу. По окончании 7 классов выпускницы получали аттестат на звание учительницы начальной школы, окончившим 8 классов — домашней учительницы, а получившим при этом медаль — как обладательница данного диплома “девица Гусева” – Домашней наставницы. Кроме того, успешное окончание 8-го класса открывало возможность без экзаменов поступить на Высшие женские педагогические курсы, что означало получение высшего образования, что автоматически поднимало юных барышень в табели о рангах…
Первые женские педагогические курсы появились в Санкт-Петербурге в 1859 г. при Мариинской женской гимназии и предназначались для подготовки слушательниц к преподаванию в младших классах гимназии. Первоначально на них преподавались лишь общеобразовательные предметы, в том числе педагогика, анатомия и физиология. Позже курсы были разделены на словесное и естественно-математическое отделения, а в 1879 г. к ним добавилось третье, посвященное педагогике. Как говорилось в одном из справочных изданий того времени, “Принимаются на курсы прежде всего девицы, окончившие курс гимназии с каким-нибудь отличием, а те, которые имеют только дипломы об окончании курса гимназий, — лишь после проверочного испытания по русскому языку, арифметике и новому языку”.
Одной из таких отличниц-выпускниц гимназий и стала “девица Гусева”, закончившая Александровскую женскую гимназию. Гимназия была основана в 1870 году при участии принца Петра Ольденбургского и расположилась по адресу Гороховая улица, дом 20. Для повышения окупаемости заведения в здании расположились 6 магазинов, а также приют. После революции в здании была создана 11-я трудовая школа, а с 50-х годов — средняя общеобразовательная школа № 211. С 1998 года школа вошла в состав Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, а в 2000 г. ей было присвоено имя основателя МОК барона Пьера де Кубертена.
Выпускной аттестат подписан тогдашним начальником Санкт-Петербургских женских гимназий Карлом Арнгеймом – видным ученым и выдающимся педагогом. В детстве воспитанник сиротского дома, Карл Арнгейм преподавал физику, математику и космографию в пансионах и гимназиях Санкт-Петербурга. Снискав себе славу отличного педагога, Арнгейм по личному поручению Великой Княгини Елены Павловны, приглашается сначала на место инспектора Мариинского института, а в 1885 году – на должность начальника Санкт – Петербургских и Царскосельской женских гимназий.
Инспектор гимназий Иван Федорович Рашевский (1831-1897), чья подпись видна с левой стороны аттестата, был видным педагогом, преподавателем русского языка и словесности Государя Императора и его семьи, а также активным сторонником подготовки (или, как говорили в то время, “приготовления”) народных учителей. По окончании Харьковского университета Рашевский некоторое время работает на педагогических курсах при 2-й Военной гимназии, а затем участвует в создании сначала Андреевских курсов “для приготовления народных учителей” (позже эти курсы были преобразованы в Земскую учительскую школу, которую возглавил сам Рашевский), а потом и первых женских курсов в Петербурге (так называемых бесплатных частных уроков у Аларчина моста). Впоследствии он состоял инспектором педагогических женских курсов и директором Петровского коммерческого училища.
О самой владелице аттестата сохранилось мало сведений. Согласно справочнику “Санкт-Петербург 1917 года”, в 1895 году Гусева Мария Андреевна занимала должность учителя в Царскосельский женской гимназии и проживала по адресу Екатерининский канал, дом 30. Ее дальнейшая судьба неизвестна, но вряд ли изобиловала радостными событиями. Известно лишь, что в наше время потомки Марии Андреевны Гусевой проживают в одной из деревень Воронежской области.