Одни обвиняли его в антисемитизме, другие в марксизме. Вернер Зомбарт и его исследования о евреях в редкой книге начала ХХ века.
Последние нэпманы гибнут в руках фининспекторов. «Огонёк», апрель 1928 года
То, что сегодня зовется «антиквариатом», в 1940-м году именовалось «утиль». И словосочетание «Рога и копыта» никого не смешило. Журнал «Огонек» за 1940 год.
Комсомольская правда от 24 июня 1941 года. Первый выпуск советских газет с момента начала войны — 23 июня газеты в СССР так и не вышли. Сегодняшние подростки Егорьевского района Москоской области наверняка даже не знают о тогдашней инициативе своих сверстников.
Страница из рекламного буклета сочинского курорта «Кавказская ривьера». Удивительно, но еще в начале ХХ века россиянам приходилось объяснять, что такое Сочи и где он находится.
Даже после разгрома фашистской Германии стилистическое сходство двух режимов вновь и вновь напоминало о себе. Обратите внимание, что на обоих изображениях схожим является не только передний план, но и фон из толпы людей.
«Лучшие ударники едут за границу» — гласит заметка на первой полосе газеты «Красный черноморец» от 12 июня 1931 года. В наши дни лучшие специалисты тоже едут за границу — но уже не в виде поощрения, а навсегда.
«Полярная правда» от 26 августа 1940 года. Репортаж с ВСХВ
Бывало и так. Журнал Огонёк, 1928 год
Подарки бывают разными. Дажеесли этот подарок — книга. Так, обладателю этого пятитомника «История гражданской войны в СССР» 1935 года выпуска пришлось пристально следить за политическими процессами в стране и вовремя вырезать портреты «врагов народа» со страниц иллюстраций. А также затирать лезием их имена в подписи к иллюстрациям.
В Советской республике 1924 года «товарищами» являлись члены большевистской партии, прочие же граждане именовались «лицами». Этот ярварский выпуск «Известий» за 1924 год дает представление о лексике тех лет.
Остерегаться подделок российским потребителям приходилось еще в далеком 1913-м году. Газета «Русские ведомости»
Милая реклама завода «Хенкель» из немецкого фронтового журнала «Адлер», январь 1941 года.
Первая реклама АО «МММ». Журнал «Огонёк», сентябрь 1990 года.
Авиашоу были популярны в СССР всегда. «Иллюстрированная газета» от августа 1939 года.
В дореволюционной России бокс считался весьма варварским видом спорта. Журнал «Копейка» за 1911 год.
«Иллюстрированная газета» от 25 августа 1939 года.
Было время, когда свастика вполне мирно уживалась со Звездой Давида. Как, например, в эмблеме теософского общества начала XX века.
"Польский вопрос", а точнее, подавление польского восстания 1863 года, стало причиной серьезного раскола внутри российского общества. Это касалось и деятельности графа Михаила Николаевича Муравьева, назначенного Александром II губернатором Минским и Виленским и решительно подавившего мятеж. Ещё с 1830-х годов за ним закрепилось прозвище "Муравьев-Вешатель», хотя некогда сам он состоял в тайных обществах декабристов, а после восстания на Сенатской площади 1825 г. даже отбывал заключение в Петропавловской крепости. После мятежа 1863 года в числе недоброжелателей Муравьева оказался и внук легендарного полководца А.В.Суворова - военный генерал-губернатор Прибалтийский и Санкт-Петербургский князь Александр Аркадьевич Суворов. Он отказался подписать поздравительный адрес по случаю вручения М.Н.Муравьеву иконы Архистратига Михаила и к тому же публично назвал генерала «людоедом». Этот демарш вызвал негодование у "патриотической" части общества, тем более что дед Александра Аркадьевича принимал активнейшее участие в польских кампаниях конца XVIII века. К стану "патриотов" относился и поэт Федор Тютчев, посвятивший демаршу А.А.Суворова гневное стихотворение, в котором были такие строки:
Гуманный внук воинственного деда,
Простите нам, наш симпатичный князь,
Что русского честим мы людоеда,
Мы, русские, Европы не спросясь!..
Как извинить пред вами эту смелость?
Как оправдать сочувствие к тому,
Кто отстоял и спас России целость,
Всем жертвуя призванью своему.
<...>
Кто, избранный для всех крамол мишенью,
Стал и стоит, спокоен, невредим,
Назло врагам, их лжи и озлобленью,
Назло, увы, и пошлостям родным.
Так будь и нам позорною уликой
Письмо к нему от нас, его друзей!
Но нам сдается, князь, ваш дед великий
Его скрепил бы подписью своей.
Впрочем, сам князь А.А.Суворов-Рымникский до конца дней не изменил свою точку зрения и даже сочувствовал движению народников. В 1878 году он заслужил новую отповедь за громкое одобрение на суде речи защитника террористки Веры Засулич.
#Россия #Польша #XIXвек #История #Суворов #Тютчев #Муравьев...