От Сибири до Олимпа

Патефонная пластинка с записью песен “У родного Иртыша” в исполнении советского оперного певца Ивана Петровича Яшугина и “Спортивный марш” в исполнении советской актрисы и певицы Веры Красовицкой.  Пластинка выпущена в 1951 году на Апрелевском заводе грампластинок. Оригинал, состояние хорошее.

Читать дальше…

Между этими песнями расстояние почти в десятилетие. Песня «У родного Иртыша» в исполнении советского оперного певца Ивана Петровича Яшугина в сопровождении оркестра под управлением Николая Григорьевича Минха впервые прозвучала в 1940 году в фильме  «Сибирь Советская» режиссёра Александра Литвинова. В отличие от самого фильма, песня советским телезрителям запомнилась. Впрочем, в том, что фильм многие люди попросту не смогли увидеть, вины режиссёра не было: в 1940 году телевизоров у населения не было, и фильмы были доступны только в кинотеатрах. “Сибирь советская” же была фильмом хоть и талантливым, но документальным (читай, пропагандистским), так что сколько-нибудь внимательно смотрели его преимущественно там, где от подобного кино отказаться не могли: в воинских частях да на зонах ГУЛАГа.  Что касается песни, то она неоднократно транслировалась на радио и исполнялась на концертах. Своим же появлением на пластинке 1951 года песня, возможно,  была обязана тому, что именно в этом году исполнитель песни – Иван Яшугин – был удостоен Сталинской премии, для чего двумя годами ранее ему пришлось срочно вступить в ряды  ВКП(б).
В наши дни найти в открытых источниках копию фильма “Сибирь советская” практически невозможно. А жаль. Судьба создателя этого фильма – известного советского режиссера Александра Аркадьевича Литвинова – драматична и замечательна. Ещё студентом Медицинского факультета Бакинского университета он знакомится с известным актером немого кино Иваном Мозжухиным и не менее известным кинорежиссёром Яковом Протазановым. Это знакомство предопределило всю его последующую жизнь. Александр Литвинов бросает университет и с головой уходит в увлекательный и такой новый для начала XX века мир кинематографа.  После  революции Литвинов работает на различных киностудиях, занимается изготовлением агитфильмов и однажды даже участвует в съёмках В.И.Ленина. Однако вскоре его внимание привлекла кинодокументалистика, а точнее – этнографическое кино. Помог случай: в 1928 году, по воспоминаниям самого Литвинова, он прочел объявление о том, что в Уссурийской тайге обнаружилось племя людей, живших первобытной жизнью.  Весной того же года в окрестностях Владивостока Александр Литвинов начинает съемки документального фильма  об удэгейцах – небольшом племени из полутора тысяч человек, чья численность неуклонно сокращалась.

Александр Литвинов (сидит на тележке под камерой) на съемках фильма "Однажды летом". Из архива Музея Свердловской киностудии.
Александр Литвинов (сидит на тележке под камерой) на съемках фильма “Однажды летом”. Из архива Музея Свердловской киностудии.

Фильмов получилось даже два:  “По дебрям Уссурийского края” и “Лесные люди”. Они имели ошеломительный успех и в СССР, и за рубежом. Оно и понятно: картины изобиловали яркими и по-настоящему опасными натурными съемками охоты и  сражения местных жителей с медведем и другими хищниками.  В 1930-х годах Литвинов пробует себя в художественном кино и снимает несколько полнометражных фильмов.  Однако в стране начинаются сталинские чистки, и репрессии касаются ближайших родственников Александра Литвинова. Небезосновательно тревожась за свою жизнь, режиссёр  всё чаще отправляется в командировки в тайгу, в Сибирь, где, как считается, надеялся обезопасить себя от репрессий. Именно в  этот “сибирский” период своего творчества он и снимает фильм “Сибирь советская”, “саундтреком” к которому становится песня “У родного Иртыша” в исполнении одного из ведущих советских оперных басов того времени, солиста Ленинградского театра оперы и балета  Ивана Яшугина. Итак, слушаем “У родного Иртыша”:


Большинство советских людей хорошо знают “Спортивный марш” на музыку И.Дунаевского из кинофильма “Вратарь” (1937 г.), в котором – что было весьма характерно для предвоенного СССР – работа вратаря сравнивалась с охраной границы страны: “Эй, вратарь, готовься к бою, – Часовым ты поставлен у ворот! Ты представь, что за тобою Полоса пограничная идет!” Однако мало кому известно, что был в истории советской музыки и другой спортивный марш – написанный в 1949 году на музыку того же И.Дунаевского, но на слова очень популярного советского поэта и драматурга Бориса Ласкина, автора таких известных песен как “Три танкиста”, “Спят курганы тёмные” и др. Его появление было вызвано бурным ростом спортивного движения в СССР в послевоенные годы. После затянувшегося на два десятилетия “отстранения” СССР от мирового Олимпийского движения (см. заметку “Спартак против Олимпа”), в нашей стране стало шириться движение Спартакиад, первая из которых прошла в 1928 году.

А в  1948 году в СССР проводятся многочисленные отраслевые, районные и республиканские спартакиады, и вот тут обнаруживается, что универсального “марша” для их открытия нет, а слова  “Спортивного марша” 1936 года в большей степени относятся к футболу. Требовалось написать новую песню, и в 1949 году Борис Ласкин сочиняет для неё текст:

Веселым солнцем день озарён,
Играет ветер шелком знамён.
Когда поем мы наш
спортивный звонкий марш,
Нам подпевает весь стадион.
За кругом круг идут бегуны,
Летят с разбега ввысь прыгуны –
Ведь нам не привыкать мечтать и побеждать:
Мы молодая сила страны.Припев:
Пускай шумит над нами
Спортивной славы знамя,
Наказ вождя к победам нас ведет,
Вперед, смелей вперед – и ждет тебя успех!
Пусть будет неизменно:
Советские спортсмены
Сильнее всех, быстрее всех
И выше, лучше всех!
Растем мы вместе с нашей страной,
Всегда идем дорогой одной,
Мы любим труд и спорт,
и каждый свой рекорд
Мы посвятим Отчизне родной.
Веселым солнцем день озарен,
Играет ветер шелком знамен.
Когда поем мы наш спортивный звонкий марш,
Нам подпевает весь стадион.Припев:
Пускай шумит над нами
Спортивной славы знамя,
Наказ вождя к победам нас ведет,
Вперед, смелей вперед – и ждет тебя успех!
Пусть будет неизменно:
Советские спортсмены
Сильнее всех, быстрее всех
И выше, лучше всех!

Источник: Sovmusic.ru

Для столь оптимистичной песни требовался звонкий молодой голос, и выбор пал на уже знаменитую в те годы актрису и певицу Веру Красовицкую, запомнившуюся советским телезрителям по роли в фирме “Весна” (1947 год, премия Венецианского кинофестиваля), где она выступала вместе с Фаиной Раневской, Любовью Орловой, Риной Зелёной и Ростиславом Пляттом. Но ещё большую славу Вере Красовецкой принесли исполненные ею песни из кинофильмов “Первая перчатка”, “Сердца четырёх”, “Актриса” и др.
Увы, “Спортивному маршу” в её исполнении так и не пришлось стать гимном советского спорта. Через два года после записи грампластинки умирает И.В.Сталин, и упоминание “вождя” в припеве ставит крест на дальнейшей судьбе песни. Впрочем, на пластинке из нашей коллекции она осталась бессмертной: