Москва могла стать Сталинодаром

Нынешняя глобальная перестройка столицы далеко не первая на веку некоторых москвичей. Кстати, именно 10 июля в 1935 году было принято постановление «О Генеральном плане реконструкции Москвы». По задумке Сталина, столица должна была стать витриной победившего на планете социализма – отсюда тяга к гигантизму и огромным масштабам всего, чего бы ни касались руки строителей.

Постановление о генплане дало старт самой масштабной с момента пожара 1812 года стройке в истории Москвы. Началась вырубка деревьев на Садовом кольце, оставившая ему одно лишь название. По всему городу пронеслась волна сноса старинных зданий и церквей с храмами и монастырями. В погоне угодить вождю “советские трудящиеся” так заигрались, что всерьез стали обсуждать предложение назвать новый перестроенный город Сталинодаром. Московская пенсионерка Е.Ф. Чумакова даже облекла эту идею в стихи:
Мысль летит быстрей, чем птица,
Счастье Сталин дал нам в дар.
И красавица столица
Не Москва — Сталинодар!

Идею, в конце концов, похоронили – причем вместе с ее главным продвиженцем Николаем Ежовым.

К счастью, на стадии идеи были заморожены и многие архитектурные проекты сталинской Москвы. Например, Дворец Советов, который должен был появиться на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Здание по проекту Бориса Иофана должна была венчать 100-метровая статуя Ленина. В таком виде оно могло стать самым высоким в мире — общая высота составляла бы 415 метров.


Еще один нереализованный проект – здание Наркомата тяжелой промышленности. Прямо напротив Кремля на другом конце увеличившейся в два раза Красной Площади должно было находиться грандиозное здание, которое отбрасывало бы тень на весь центр советской столицы. Здание-монстр, состоящее из четырёх огромных башен, соединённых между собой двумя рядами переходов, так и не появилось.


Совсем другое пристанище, согласно генплану, должно было получить ТАСС. Это могло быть помпезное модернистское сооружение высотой в 20 этажей. Под строительство планировали выделить землю на пересечении Тверского бульвара и улицы Горького.


Ажурная постройка в стиле ар-деко, увенчанная фигурой с огромными самолетными крыльями – таким мог быть в Москве Центральный дом Аэрофлота на площади Белорусского вокзала.


Некоторым проектам лучше действительно оставаться только на бумаге.