Черно-белая фотография с аннотацией на английском языке. На снимке запечатлен знаменитый ледокол «Таймыр» предположительно во время спасательной эвакуации членов полярной станции «Северный полюс-1» (папанинцев) в 1938 году. Согласно штампу на обратной стороне фото, все права на него принадлежат американскому агентству «Wide World Photos Inc.» (одно из подразделений Associated Press). Размеры снимка: 22,5 х 18 см. Оригинал.
Приложенная к представленному снимку аннотация от 5 февраля 1938 года содержит новость, для иллюстрации которой, собственно, и был предназначен снимок: «Советский ледокол «Таймыр», одно из старейших судов в Арктике, присоединился к поиску группы советских полярников, проводивших метеонаблюдения на Северном полюсе. Они находятся в опасности на плавучей льдине».
Аннотация не даром отмечает, что запечатленное на снимке судно является одним из старейших в Арктике — это действительно так. Ледокол был построен в 1909 году, причем не на заморских верфях, как это чаще бывало, а на отечественном Невском судостроительном заводе. За год до этого там же, в Санкт-Петербурге, на воду был спущен брат-близнец «Таймыра» — ледокол «Вайгач» (водоизмещение — 1359 тонн, длина — 60 метров, ширина — 11,9, осадка — 6,7 метров, паровой двигатель — 1200 л. с.). Важный нюанс: в проектировании обоих ледокольных судов непосредственное участие принимал будущий Верховный правитель Сибири, Александр Колчак, тогда еще не адмирал, а капитан второго ранга. Он даже успел в 1909 году пройти на «Вайгаче» через южные моря в Арктику. В неразлучной паре «Таймыру» (назван в честь северного российского полуострова) и «Вайгачу» (назван в честь северного российского острова) предстояло в течение пяти лет перевозить русскую гидрографическую экспедицию по Северному Ледовитому океану, результаты которой, по сути, позволили России освоить Северный морской путь. Эта экспедиция внесла неоценимый вклад в копилку знаний о полярных рубежах нашей страны.
В начале осени 1913 года оба судна находились в 12 милях к северо-востоку от мыса Челюскин. Дальнейшие события принесли российским гидрографам мировую известность. Из воспоминаний Леонида Старокадомского, врача экспедиции: «В полдень 2 сентября ледоколы пошли параллельно кромке льда курсов норд. Часа через три впереди, несколько справа от курса вырисовалась низменная полоса земли, полузанесённая снегом. Появление земли было полной неожиданностью». Так гидрографы с «Таймыра» и «Вайгача» сначала открыли «Остров Цесаревича Алексея» (в советское время переименованный в «Малый Таймыр»), а затем открыли и всю Северную Землю. Впрочем, такое имя архипелагу дадут уже большевики, а тогда ликующие члены экспедиции нарекли открытую ими землю название Тайвай — в честь «Таймыра» и «Вайгача». Но, видимо, это название не устроило кого-то наверху и в дореволюционных картах архипелаг значился под именем Земля Императора Николая II — чтобы ни у кого не возникало даже сомнений в том, под чьим суверенитетом она находится.

В 1914—1915 годах «Таймыр» и «Вайгач» первыми из русских судов прошли весь Северный морской путь от Владивостока до Архангельска. После этого их пути разошлись: «Вайгач» отправился на фронт, в 1918 году его команда перешла на сторону советской власти, а уже в 1924-ом его списали на слом — после крушения в 1919 году денег на его ремонт просто не нашлось. А «Таймыру» предстояло продолжить героический путь. В 1938 году ему в связке с ледоколом «Мурман» предстояло снять с дрейфующей льдины терпящих бедствие «папанинцев» — руководителя станции Ивана Папанина, геофизика Евгения Федорова, радиста Эрнста Кренкеля, гидробиолога Петра Ширшова, которые в компании с псом Веселым провели в ледовом плену 274 дня. Как указано в аннотации, именно этот момент спасения и запечатлен на нашем коллекционном снимке. Однако у редакции «Маленьких историй» есть определенные сомнения в правильности датировки этой фотографии.
Попробуем разобраться. Кадры спасения членов полярной станции «Северный полюс-1» известны всем: вот они, «Таймыр» и «Мурман», подошедшие 19 февраля 1938 года к льдине, на которой находилась четверка советских полярников.

Нельзя не заметить флажков, коими украшены оба судна. Однако на нашем коллекционном снимке этих флажков нет. Еще одна важная деталь: на обороте нашего артефакта стоит штамп «8 февраля 1938 года». Однако спасательная операция была проведена 11-тью днями позже. Эти нестыковки могут говорить только об одном: представленный снимок «Таймыра» был сделан раньше и хранился в архиве у американцев, а штамп и аннотация к нему появились позже — когда вся мировая общественность обсуждала операцию по спасению советских полярников. Вполне вероятно, что эта фотография ледокола была сделана еще в бытность дореволюционной гидрографической экспедиции по Северному Ледовитому океану. Вот снимок 1911 года, на котором запечатлены «Таймыр» и «Вайгач». Согласитесь, у него больше общего с нашей фотографией.

В энциклопедии «Кольский Север» репродукция фотографии из коллекции «Маленьких историй» названа «В тяжелых льдах. 1912 г.». Действительно, «Таймыр» и «Вайгач» несколько раз были вынуждены вставать на длительную зимовку во льдах.
В завершении отметим, что ледокол «Таймыр» был списан на лом в начале 50-х годов.