Гравюра из французской монографии «Voyage a Merv» (Путешествие в Мерв. Русские в Центральной Азии и строительство Транскаспийской железной дороги), изданной в 1888 году Эдгаром Буланже. На представленном артефакте изображена группа российских военных во главе с князем Гагариным и военным министром Дмитрием Милютиным во время их пребывания в Центральной Азии. Гравюра сопровождается описанием на французском языке. Оригинал.
Весьма объемное парижское издание (около 400 страниц) очень подробно повествует о важнейших событиях последней трети XIX века — о прокладывании в 1880-1891 годах по территории Центральной Азии Транскаспийской (Закаспийской) железнодорожной магистрали, в строительстве которой Россия принимала непосредственное участие.

Проектированием дороги занимался еще весьма молодой российский инженер, а впоследствии академик Академии СССР, Владимир Обручев. Непосредственно руководил строительством генерал Михаил Анненков. Под гравюрой не указаны их имена, но сами они вполне узнаваемы на рисунке: Обручев — единственное гражданское лицо в темном сюртуке, Анненков — стоит за спиной Дмитрия Милютина.

Однако главными героями гравюры предстают военный министр Российской империи Дмитрий Милютин и князь Гагарин. Почести Дмитрию Алексеевичу отданы, видимо, по той причине, что дорогу в сложнейших условиях строили люди из его ведомства: русские военные — солдаты и офицеры специально сформированного для этих целей 1-го Закаспийского железнодорожного батальона. Примечательно, что сама идея строительства принадлежала «Белому генералу»: именно Михаил Скобелев предложил построить в пустыне железную дорогу. Не стоит забывать, что Закаспийская железная дорога была задумана с целью завоевания туркменских оазисов и влияния на Персию.
Вот как описано ее строительство в монографии Буланже:
«Железная дорога пересекла безликую пустыню Кара-Кум. Инженеры должны были проложить прямую линию полотна, не было никакой необходимости в туннелях: требовались только мосты на мелководных реках. Но главной проблемой при строительстве был песок. Из 650 миль, которые должны быть покрыты железной дорогой между Каспием и Амударьей, 200, по крайней мере, проходят через воющую пустыню. Песок постоянно насыпался из подвижных дюн и барханов, мгновенно наносился мощными ветрами».

Добавьте сюда постоянные разливы рек, знойный климат, плохое снабжение, на тысячи верст удаленные города, полное отсутствие в округе гражданского порядка и безопасности — российским солдатам эта дорога далась непросто. Как бы то ни было, регулярное движение по участку Красноводск — Кизил-Арват открылось 20 сентября 1881 года, а уже в апреле 1885-го российские военные продолжили тянуть ж/д полотно до Самарканда — общей протяженностью 1100 верст. Упомянутый в названии книги город Мерв (ныне — Мары, город на юге Туркмении) вошел как раз во вторую очередь строительства.

Этот уникальный инженерный проект, стоивший российской казне более 51 млн золотых рублей, оказался первым успешным опытом строительства железнодорожных магистралей в условиях пустыни. Он вызвал огромный интерес по всему миру. Отсюда, собственно, и объемная французская монография, посвященная этому событию.
Есть в этой истории еще один персонаж, фамилия которого упомянута под гравюрой. Это князь Григорий Гагарин. Вот его снимок в компании с железнодорожными офицерами, строившими Закаспийскую железную дорогу. Он — крайний справа. Это фото дает основание предположить, что подписи на гравюре в книге Буланже перепутаны — военный, сидящий за столом слева, больше похож на князя.

Найти сведения о том, какую роль князь Гагарин сыграл в строительстве Закаспийской железной дороги, нам, к сожалению, не удалось.