Присевший в тени

Эта необычная скульптура скромно притаилась среди листвы в тихом сквере в самом начале Новой Басманной улицы, сочувственно глядя в спину М.Ю. Лермонтову, высокомерно и в то же время грустно взирающему на москвичей с названной собственным именем площади. Немолодой бородатый рабочий чувствует себя явно чужим здесь, на Лермонтовской площади, да и в Москве, наверное, тоже — хотя появился на этом месте куда раньше Лермонтова. А точнее, без малого 90 лет назад.
Когда в 1929 году выдающийся русский и советский скульптор Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия Иванов) получил заказ от Управления коммунального хозяйства Москвы увековечить память иногородних пролетариев — сезонных рабочих, стекавшихся при «проклятом царизме» в Москву на поиски заработка, он знал, за что брался. Дело в том, что и сам будущий скульптор вырос в многочисленной (14 детей) семье столяра и с детства был вынужден работать на фабрике, а позже — заниматься разовыми заработками в Москве и Санкт-Петербурге, где он учился в Театральном училище. Позже, когда управа родного города Шадринска выделила начинающему художнику именную стипендию (чему немало способствовал Илья Ефимович Репин, высоко оценивший талант юноши), Иван решил сменить свою фамилию Иванов на псевдоним Шадр: мол, в России Ивановых и без меня пруд пруди, так уж лучше я свой город увековечу.

Несмотря на то что скульптором И.Д.Шадр оказался плодовитым, в наши дни мало кто из россиян может вспомнить его произведения. Наибольшей известностью пользуются композиция «Булыжник — орудие пролетариата» в Пресненском парке Москвы, а также скульптура «Девушка с веслом», впервые созданная им в 1935 году для Парка культуры и Отдыха им.Горького. Эту скульптуру вообще никто не видел, зато все о ней слышали. На самом деле первую версию «девушки» за излишнюю сексуальность в том же 1935 году отправили в городской парк Луганска, а вторая — выполненная в 1936 году — была разрушена во время бомбёжки Москвы в 1941 г. Были еще очень похожие скульптуры, на которых девушки были целомудренно одеты в купальники — но это уже другие авторы и другая история.

Нереализованный проект «Памятник мировому страданию»

Вообще произведениям И.Д.Шадра не слишком везло: некоторые так и не воплотились в жизнь (как, например, «Памятник мировому страданию» 1915 года, посвящённый жертвам Первой мировой войны), или памятники генералу Корнилову и адмиралу Колчаку. Другие сносили или ссылали — как это случилось со скульптурой «Булыжник-орудие пролетариата» в Киеве и с памятником М.Горькому в Москве (снят с постамента и перенесён с площади Тверской заставы в Музеон).
На их фоне сомнения на лице гранитного сезонного рабочего в сквере на Лермонтовской площади, в том самом месте, где до 1920-х годов располагалась стихийная «биржа труда», выглядят вполне обоснованно. Тем более что в наши дни скульптуру, в которой И.Д.Шадр, по одной из версий, изобразил собственного отца-столяра, уже нарекли «памятником гастарбайтеру». Он и впрямь выглядит как заезжий рабочий, прячущийся от полиции в кустах. Вот только жаль, если эта не самая умная метафора станет единственным, что будущие поколения будут знать об этой скульптуре и её создателе.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.