Ноты для вокального исполнения баллады «Варяг», 1914 год

Ноты для исполнения баллады для пения «Варяг» под аккомпанемент фортепиано. Музыка Александра Вилинского. Слова Якова Репнинского. Издательство А. Гутхейля, Москва, 1904 год. Размер: 25,7 x 32,8 см. Цена 75 копеек. С посвящением славным русским морякам в память боя у «Чемульпо».


Иллюстрированная обложка этого нотного издания рассказывает о героической судьбе бронепалубного крейсера 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России «Варяг». 9 февраля 1904 года, в самом начале Русско-Японской войны, российское судно столкнулось с превосходящей по силам японской эскадрой в бое при Чемульпо (сегодня Инчхон, Республика Корея). Уже в марте 1904 года Александр Вилинский сочинил и издал мелодекламацию, посвященную этому событию. Ее мотивы были использованы при создании знаменитой песни “Врагу не сдается наш гордый “Варяг” на стихи австрийского поэта Рудольфа Гейнца.

Русские крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в заливе у города Чемульпо, порта Сеула, с миссией по защите дипломатических представительств от возможной высадки десанта японцев.

Бронепалубный крейсер "Варяг"

На картинке на обложке в верхней части виден «Варяг» под Андреевским флагом и белыми вымпелами с синими крестами. Согласно уставу Российского императорского флота, вымпел поднимается при выходе корабля из гавани вместе с кормовым флагом и носится все компанию в любую погоду, на рейде и на ходу.

1364234244_03_

«Варяг» являлся одним из новейших крейсеров флота, мощность его силовой установки равнялась двадцати тысячам лошадиных сил. Броневая защита корабля на палубе была толщиной 38 мм (на скосах — 76 мм), были защищены также основания дымоходов, элеваторы подачи боеприпасов, боевая рубка и идущая от неё коммуникационная труба. Главный крейсер японцев – «Асама» имел мощность всего восемнадцать тысяч л.с.

Узнав от капитанов кораблей других государств о том, что Япония объявила войну Российской империи, Всеволод Руднев, капитан 1-го ранга и командир Варяга, принял решение прорываться из залива с боем, о чем он и сообщил команде в своей речи:

«Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь. Особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать»

Всеволод Руднев, капитан 1-го ранга и командир Варяга

Чуть ниже крейсер «Варяг» в темных тонах, с креном на левый борт, после боя с превосходящей японской эскадрой из девяти кораблей, броненосных и бронепалубных крейсеров «Асама», «Чиода», «Нанива», «Такачихо», «Ниитака», «Акаси» и миноносцев «Хаябуса», «Тидори», «Манадзуру». Несмотря на девять попаданий от разных кораблей эскадры противника, «Варяг» смог вернуться в порт Чемульпо, где был затоплен своей командой, чтобы судно не досталось врагу. Лодка «Кореец» была взорвана по той же причине.

“Варяг” после боя

В верхней части иллюстрации кружит двуглавый орел, увенчанный большой императорской короной. В правой лапе он держит лавровую ветвь, а в левой – венок. Похожая композиция была использована в «Памятнике затопленным кораблям», открытом в 1905 году в Севастополе к 50-летию Первой обороны Севастополя, во время которой были затоплены русские парусные корабли, «чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь»

Памятник затопленным кораблям
Памятник затопленным кораблям, Севастополь

Капитаны обоих судов, а также команды кораблей были торжественно встречены в Одессе, Севастополе и Санкт-Петербурге, награждены военными орденами, в том числе и особой медалью «За бой Варяга и Корейца у Чемульпо».