«Исследования Апокалипсиса», А.М.Бухарев (архимандрит Феодор), Сергиев Посад, 1916 г.

Фундаментальный труд «Исследования Апокалипсиса» архимандрита Феодора — в миру Александра Матвеевича Бухарева (1822 — 1871), уроженца Корчевского уезда Тверской губернии, видного российского богослова и публициста, ярко выступавшего против косности и застоя внутри Русской Православной Церкви и впоследствии повергнутого остракизму, в результате которого лишился сана и умер в нищете и забвении. Издание редакции «Богословского Вестника», Сергиев Посад, 1916 г. Формат 25,5 × 17 см., твердая владельческая обложка начала XX века. Издание снабжено двумя портретами автора (один посмертный) и тремя факсимиле его автографов — редкость тем более ценная, что при жизни Бухарева не было опубликовано ни одного его фотографического изображения.

Александр Матвеевич Бухарев родился 22 июля 1822 года в селе Фёдоровском Фёдоровской волости Корчевского уезда Тверской губернии — старинном селе на левом берегу речки Тропки (Тронки), известной по кашинским писцовым книгам 1628–29 годов как «Терепкунка». Его отец, диакон Матвей Лукич Бухарев, служил при сельской Успенской церкви и преподавал в местной школе. После окончания Тверской семинарии и Московской духовной академии (1846), А.М.Бухарев принял монашество с именем Феодор. Особое влияние на формирование его богословской системы оказали митрополит Московский Филарет (Дроздов) и профессора академии — протоиереи Ф.А.Голубинский и А.В.Горский. «Исследования Апокалипсиса» — плод многолетней работы Бухарева над Откровением Иоанна Богослова, начатой ещё в стенах Московской духовной академии и продолженной в Казанской академии, куда он был переведён в 1854 году. Бухарев смотрел на Апокалипсис как на пророческую книгу, скрывающую под символическими образами всю историю Христовой Церкви — от основания до Второго пришествия. Он стремился связать таинственные символы Тайнозрителя с конкретными историческими событиями: в красном драконе усматривал папство, в апокалиптических зверях — ислам и бездуховную западную цивилизацию, находил в книге намёки на Наполеона, Турецкую и Российскую империи. Этот поистине фундаментальный труд разделён на две книги: первая включает введение с доказательствами авторства апостола Иоанна и исследование глав 1–10, вторая охватывает главы 10–14 с обширным прибавлением об остальных главах и заключительной статьёй.
Рукопись ждала своей публикации более полувека. В феврале 1862 года Святейший Синод по итогам ожесточённой полемики, развязанной редактором «Домашней беседы» В.И.Аскоченским, изъял из печати и запретил издание «Исследований». Для Бухарева это стало потрясением, решившим его судьбу: после мучительных раздумий он подал прошение о сложении монашеского сана. 31 июля 1863 года сан был снят, а вместе с ним — звание магистра и право проживания в прежних епархиях. Бухарев женился на Анне Сергеевне Родышевской и провёл остаток жизни в крайней бедности — сначала в Твери, затем в Ростове и Переславле-Залесском, где и скончался 2 апреля 1871 года. Вдова передала его архив священнику Павлу Флоренскому, который взял на себя миссию возвращения наследия Бухарева.
Издание 1916 года стало возможным благодаря стечению обстоятельств и усилиям целой группы людей. Инициатором выступил профессор С.М.Зарин; Анна Сергеевна Бухарева предоставила редакции право издания; текст готовился по трём рукописным спискам. Первый из них — авторский, предназначавшийся самим Бухаревым к печати, с собственноручными поправками, — принадлежал вдове и был передан Е.А.Лебедевой в Императорскую Публичную Библиотеку. Второй список, принадлежавший Дмитрию Фёдоровичу Танаисову, поступил в Библиотеку Императорской Московской Духовной Академии. Третий — собственноручно переписанный протоиереем Н.П.Преображенским — хранился у его сына, священника С.П.Преображенского. Корректурные листы пересылались в Петроград, где Е.А.Лебедева сверяла их с авторским списком — только в связи с этой сверкой ею было написано 42 письма. Текст первоначально печатался частями в журнале «Богословский Вестник» с октября 1913-го по июнь 1916 года, а затем вышел отдельным оттиском.
Книга увидела свет в военное время — и в удивительно точный момент. Интеллигенция рубежа веков заново открыла для себя Бухарева, когда революционные потрясения сделали апокалиптическую тематику предельно актуальной. Николай Бердяев называл его учение «панхристизмом» и подчёркивал, что идея о воплощении Христа во всей жизни свойственна именно русской религиозной мысли. Флоренский считал Бухарева центральной фигурой в истории русского религиозно-философского движения. Сегодня Бухарев признаётся одним из предтеч православного модернизма — наряду с Хомяковым, Достоевским, Владимиром Соловьёвым и Николаем Фёдоровым. А написанный им труд, вышедший в самый канун величайших потрясений в истории России, сам по себе стал историческим артефактом: мир, ради спасения которого Бухарев пытался прочитать Апокалипсис, уже стоял на его пороге.

Более подробное описание жизни А.М.Бухарева читайте в нашей истории «Пленник Апокалипсиса».