Газета «Раннее утро» от 19 октября 1908 года. Ежедневная политическая и литературная газета, имела большие разделы для рекламных объявлений. По своей политической ориентации газета придерживалась кадетского направления, издавалась в Москве с 17(30) ноября 1907 по 1918 годы на средства крупного коммерсанта и “прогрессиста” Павла Рябушинского. В литературном отделе газеты принимали участие В.Брюсов, А.Белый, М.Волошин, Н.Гумилев и др. Закрыта в июле 1918 как враждебный Советской республике орган. В номере: статья Л.Успенского «Карантин в Синопе», статья «Кто такой Саттар-Хан?» и др.
Впрочем, именно в данном номере газеты участие видных литературных деятелей не очень заметно. Здесь в кучу смешаны политика, криминал, литература, спорт и бог знает что ещё; одни материалы довольно яркие и живые, так что перед глазами сразу встает картинка происходящего, другие представляют собой унылые протоколы и сводки. Довольно много внимания уделяется событиям на Балканах, ставшими предвозвестниками Первой мировой войны.
Газета дает довольно сухие заметки по поводу того, что впоследствии назовут Боснийским кризисом. В том же месяце, когда вышел этот номер, Австро-Венгерская империя объявила, что аннексирует Боснию и Герцеговину. Однако это действие не получило дипломатического признания у других стран, которые резко выразили неприязненное недоумение по этому поводу.
С Россией же произошла и вовсе довольно странная история: австрийский министр иностранных дел Алоиз фон Эренталь подписал со своим российским коллегой Александром Извольским соглашение о признании аннексии, однако в действительности Извольский не имел соответствующих полномочий. Когда соглашение было обнародовано, оно оказалось немедленно аннулировано. Этого и касается маленькая заметка в «Раннем утре».
Во время выхода в свет данного номера газеты в балканских странах уже вовсю шла мобилизация и подготовка к вооруженным действиям. Дальше в игру включилась Германия, которая все-таки вынудила Россию и дружественную ей Сербию признать аннексию под угрозой войны уже с самой Германией (параллельно развивался конфликт между европейскими странами за территорию разваливавшейся Османской империи). Для российской дипломатии это было сокрушительное поражение.
Однако ситуация в глобальном масштабе была такова, что поражение оказалось не столь существенным. Поглотив новые территории, Австро-Венгрия начала разваливаться сама собой — справиться с таким количеством земель, на которых проживали разные по национальности, языку, вероисповеданию люди, ей оказалось не под силу. В 1914 году на ее территории в результате националистических трений произошло всем известное убийство эрцгерцога Франца Фердинанда, которое считается началом Первой мировой войны.
Можно также отметить пару заметок, в которых газета нападает на Святейший Синод, который не отчитывается должным образом о доходах и расходах православной церкви. Она язвительно замечает, что, видимо, это слишком низменные устремления для такого ведомства.
Отдельный интерес представляют многочисленные рекламные объявления. Чепуха для читателя того времени, сейчас они являются одним из самых ярких свидетельств того, как выглядел быт. Набор рекламы отчасти напоминает современный: вакансии и работа на дому, знакомства, гадания, лекарства от мужского бессилия и от несварения желудка, распродажи в магазинах одежды, курсы английского, сдается комната и так далее. Но если внимательно изучать их, можно обнаружить подробности, которые заслуживают отдельного рассказа.
Так, в одном из объявлений адрес указан «У Сухаревой башни». Сухарева башня — заметный памятник архитектуры старой Москвы, ныне не существующий. Это последние сохранившиеся из ворот Земляного города, которые находились в районе современной станции метро Сухаревская. Башня снесена в 1934 году, несмотря на бурные протесты общественности (архитекторы и историки не побоялись обратиться с просьбой от отмене сноса к Сталину).
Большая выставка и продажа дамских вещей и прочего в магазине «Мюр и Мерилиз» – это, в переводе на современный язык, распродажа в ЦУМе. В 1908 году торговая компания «Мюр и Мерилиз» только что построила серое готическое здание своего универмага рядом с Большим театром. До сих пор в речи стариков можно услышать старое название.
Многочисленные кинотеатры, которые именуются электротеатрами, крутят свежеснятый «блокбастер» по пьесе Альфонса Доде «Арлезианка». В этом же году вышли первые экранизации истории про Сонную лощину и про доктора Джекилла и мистера Хайда — разумеется, немые и черно-белые.