Бумажное величие…

pst_gdr-fuh00Благотворительные почтовые марки нацистской Германии, изданные в 1944-1945 годах для поддержки уже отступающей к тому времени армии и наращивания вооружения. В наборе представлены 13 экспонатов из нескольких редких почтовых серий, имеющих весомый объединяющий признак — надпись Grossdeutsches Reich (Великогерманская Империя), вместо применявшейся ранее надписи Deutsches Reich (Германская Империя). Поскольку сам Grossdeutsches Reich просуществовал менее двух лет, рейхспочта успела выпустить ограниченный тираж этих знаков почтовой оплаты, а в мае 1945 года их полностью изъяли из оборота. Печать цветная. Оригиналы. Сохранность отличная. Перфорированные, негашенные. Классифицированы и пронумерованы в филателистическом каталоге Michel.

*      *     *

Замыслы о создании Великогерманской Империи возникли у Гитлера еще в пору его первых успехов 1933-1936 годов. Предполагалось, что в нее войдут покоренные страны Европы и востока России. Однако этим планам так и не суждено было сбыться. И все же в 1943 году фюрер принял решение ввести приставку Gross к официальному названию государства — но скорее в пропагандистских целях и явно с подачи Йозефа Геббельса. Обновленной наименование нашло своё отражение преимущественно в агитационных материалах и почтовых марках.

О том, что и в СССР, и в Германии почтовая марка рассматривалась как важный элемент пропаганды, «Маленькие истории» уже подробно рассказывали в заметке «Спорный юбилей».  За 12 лет существования Третьего Рейха как государства  (1933-1945 годы) немцами было выпущено множество марок с интересными сюжетами и оригинальным дизайном. От знаков почтовой оплаты, которые Германия выпускала до и после указанного периода, их отличает, прежде всего, нескрываемая идеологическая направленность. Каждый экземпляр превозносит величие немецкого народа и пропагандирует партийные идеалы нацистов. Причем это касается не только миллионных тиражей с портретами фюрера в самом разнообразном антураже (в фуражке и без, в пальто и костюме, на фоне гор, церкви, свастики и т.д.), но и вполне безобидных, на первый взгляд, серий, посвященных немецким трудовым будням, городам, памятникам, культурным и общественным событиям и деятелям. Едва ли за эту самую страшную в истории Германии дюжину лет была выпущена хотя бы одна марка, в которой отсутствует элемент, прямо или косвенно указывающий на превосходство национал-социализма. Все это делает почтовые знаки Третьего Рейха уникальным источником для изучения нацистского периода в истории Германии.

img738Исторически стиль почтовых знаков Третьего Рейха сложился из трех составляющих — арийской символики, средневековой готики и, как это ни парадоксально, искусства соцреализма. Удивительно, но первые марки с изображением нацистских символов впервые появились не в Германии, а в Великобритании. Еще в 1924 году, когда англичане совершили свою знаменитую экспедицию на Эверест, в Лондоне вышла памятная марка, в уголках которой были начертаны узнаваемые древние знаки. Разумеется, никакого отношения к нацизму эта филателистическая продукция тогда еще не имела, а сама свастика была использована исключительно в качестве элемента местного антуража. О существовании Гитлера и его национал-социалистической партии на берегах Туманного Альбиона в ту пору знали лишь единицы. Однако за каких-то девять лет бывший ефрейтор стал фюрером и начал активно пропагандировать идеи и атрибутику нацизма, в том числе, с помощью знаков почтовой оплаты. Свастика, как известно, встречалась в индийском и скандинавском искусстве, поэтому нацистские идеологи объявили скандинавов и родственных им германцев потомками древнеиндийского племени ариев. Для поисков легендарной прародины немцы начали снаряжать экспедиции в Гималаи, увлеклись оккультизмом и Шамбалой. Непосредственно к филателии все это отношения не имело, за исключением того, что свастика оказалась прочно «приватизирована» фашистами и после их прихода к власти стала фигурировать почти на всех знаках почтовой оплаты — уже в качестве государственной эмблемы.

Марка "Авиапочтовое сообщение"

«Авиапочта»

Марка "Возвращение Саара"

«Возвращение Саара»

Собственно на немецких марках символы новой Германии — орел и свастика — появились только в 1934 году, в сериях «Авиапочтовое сообщение» и «Возвращение Саара» (по итогам плебисцита Саарская область была торжественно присоединена к Германии). Это произошло спустя год после того, как 3 марта 1933 года в Потсдаме Гитлер провозгласил образование Третьего Рейха. Именно вступление немецких войск в Саарскую область стало первым внешнеполитическим триумфом фюрера. Но немногим ранее, в самом начале 1933 года, в Германии вышла почтовая серия из 9 марок, посвященная персонажам  опер Рихарда Вагнера — любимого композитора фюрера.

Марка из серии "Сцены из произведений Ричарда Вагнера"

Марка из серии «Сцены из произведений Ричарда Вагнера»

Брутальные зигфриды и белокурые валькирии как бы одухотворяли рождение Третьего Рейха, который уже готовился прийти на смену Веймарской республике. Кстати, тайным образом свастика присутствует и на этих марках, правда, пока еще в качестве водяного знака. Вообще для выхода на историческую сцену Третьего рейха были нужны веские идеологические обоснования. Как известно, до него существовал Второй Рейх династии Гогенцоллернов, герои которого не пользовались у нацистов особой популярностью. Поэтому в качестве духовного ориентира Гитлером был выбран Первый Рейх, или Священная Римская империя IX-XIX веков, чьи императоры давно уже успокоились в своих могилах и не представляли угрозы. Отсюда и тяга нацистов к Средневековью с его германским готическим стилем, который нашел отражение не только в марках, но и во всей печатной продукции Третьего Рейха — от открыток и газет до официальных документов и книги «Mein Kampf».

Конверт с олимпийскими марками

Следующим после воссоединения Саара публичным триумфом фюрера считалась  Олимпиада 1936 года в Берлине. По замыслу идеологов Третьего Рейха, Игры должны были подчеркнуть величие новой Германии и превосходство арийских спортсменов над всеми остальными. К Олимпиаде-36 рейхспочта выпустила массу интересного филателистического материала. Отреагировали почтовики и на исторический партийный съезд в Нюрнберге в 1936-ом, и на аншлюс Австрии в 1938 году. А вот произошедшее чуть позже «освобождение» Судетской области увековечить в марках не удалось. Вместо этого на старые чехословацкие марки ставился специальный штамп со свастикой и  словами «Wir sind Frei!» («Мы свободны!»).

Марка с надпечаткой

Марка с надпечаткой

Вольный город Данциг был поглощен Рейхом 1 сентября 1939 года, его марки тоже надпечатывались соответствующим образом. Произведенное в тот же день вторжение в Польшу стало началом Второй Мировой войны. В течение последующих пяти лет Германия выпускала почтовые марки на всех оккупированных ею территориях: в Албании, Бельгии, Задаре, Которе, Курляндии, Латвии, Литве, Люксембурге, Македонии, на Нормандских островах, в Польше, на части территории России, в Сербии, Словении, Украине, на Закинфе, на части территории Франции, в Черногории, Эльзасе и Эстляндии.

Первая марка с портретом Гитлера

Первая марка с портретом Гитлера

Любопытно, что портрет самого Адольфа Гитлера как главы государства впервые появился на марке довольно поздно — только в 1937 году. Она была специально выпущена к его 48-летию. Начало было положено, и с тех пор почтовые знаки с изображением фюрера начали выходить с завидной регулярностью. Кстати, подобное тщеславие разительно отличало Гитлера от Сталина. Советский лидер не любил фигурировать на знаках почтовой оплаты (по одной из версий, из-за нежелания «получать штемпелем по физиономии») и в 1952 году даже приказал уничтожить серию «50 лет Батумской стачки», от которой, как считается, чудом уцелело всего восемь экземпляров. А вот марки с Гитлером филателистической редкостью не являются — слишком уж их много сохранилось. Лик фюрера должен был выражать всю «мощь германского духа», и разумеется, к его написанию привлекались лучшие живописцы Третьего Рейха. Впрочем, в этом процессе, судя по всему, участвовали не только чистокровные арийцы.

Сергей Корольков и созданная по его эскизу марка

Сергей Корольков и созданная по его эскизу марка

Считается, что автором портрета, отпечатанного на марке 1942 года, был советский скульптор и график Сергей Корольков (1905–1987). Этот ярый антисоветчик во время оккупации сотрудничал с немцами, а после разгрома нацистов эмигрировал в Соединенные Штаты. Предполагается, что, добравшись до Германии, Сергей Григорьевич изваял бюст фюрера, причем настолько удачно, что его, в конце-концов, перенесли на почтовую марку. Впрочем, родственники самого Королькова, в частности, его племянник Владимир Быкадоров, считает, что «марка Гитлера» — это легенда, придуманная советскими следователями на тот случай, если Королькова удастся выманить из заграницы. Чтобы факт предательства без лишних слов был очевиден каждому советскому гражданину.

Пародийные марки с портретом Гитлера

2627 Пародийные марки с портретом Гитлера

Это не единственный казус с марками, на которых изображен профиль фюрера. Известно, что британцы и американцы активно фальсифицировали и пародировали почтовые знаки нацистской Германии. Наиболее известной считается пародия стандартной почтовой серии Третьего Рейха 1941 года с портретом фюрера. Американцы выпустили марки номиналами в 6 и 12 пфеннигов, где голова Гитлера превращалась в череп, а вместо обычной надписи «Deutsches Reich» было напечатано «Futsches Reich» («Пропащий Рейх»). Этот тираж был контрабандой ввезен и распространен в Германии через оккупированную немцами Голландию. В ходе операции «Кукурузные хлопья» союзники подбрасывали пропагандистскую почту, франкированную этими марками, к почтовым вагонам разбомбленных и сошедших с рельсов германских железнодорожных поездов — с таким расчетом, чтобы она позже собиралась и рассылалась немцами вместе с настоящей.

До появления на знаках почтовой оплаты портретов Гитлера, на них активно печатали профили бывших правителей Германии — короля Пруссии Фридриха Великого и президента Пауля фон Гинденбурга. Впрочем, после 1936 года выпуск этих марок был прекращен, потому как императоры и президенты предыдущего Рейха — все ушли в прошлое. Теперь у страны был только один вождь — Адольф Гитлер. Правда, нашлось место на нацистских марках и некоторым дружественным иностранным лидерам. Так, весной 1941 года, после очередной встречи с Бенито Муссолини, вышла марка, которая изображала итальянского дуче вместе с немецким фюрером. Выше располагалась надпись: «Два народа — одна война». Поскольку марка была отпечатана с подачи самого Гитлера, нетрудно догадаться, с каким уважением он относился к основателю первого в мире фашистского государства.

А вот большинству из ближайших соратников фюрера так и не выпало чести украсить знаки почтовой оплаты Третьего Рейха. Исключения могли делаться лишь для павших «борцов» — например, марка в честь погибшего в 1942 году заместителя Гиммлера в руководстве СС Рейнхарда Гейдриха (есть в коллекции «Маленьких историй»). В том же 1942 году англичане напечатали фальшивую марку с портретом Генриха Гиммлера в надежде сыграть на паранойе Гитлера. По замыслу англичан, увидев марку с портретом своего «верного оруженосца», Гитлер должен был заподозрить Гиммлера в  готовящейся измене. Якобы Гиммлер, будучи страстным филателистом, из тщеславия заранее приказал тайно напечатать почтовые марки со своим профилем, чтобы они были готовы ко дню его триумфального воцарения в Рейхе. Британцы предприняли массу усилий для того, чтобы распространить эти знаки по всей Германии. Однако затея провалилась: простые обыватели внимания на марку не обратили, а сам  Рейхсфюрер SS без труда доказал фюреру, что не имеет к появлению марки никакого отношения. Более того, он даже упрочил свои позиции. Гитлер полагал, что если враги хотят настроить его против Гиммлера, то, следовательно, он является самым надежным его соратником.

Кстати, уже совсем недавно, в 2008 году, в Германии разразился большой скандал: представитель крайне правой Национально-демократической партии признался немецким СМИ, что его соратники напечатали серию марок номиналом в 55 центов с портретом Рудольфа Гесса, воспользовавшись услугой “марка на заказ”. По словам представителей неонацистов, эскиз марок с Гессом, отправленный через интернет, не вызвал никаких вопросов у сотрудников Почты Германии, и заказ был выполнен в срок. Представители почтовой службы сообщили, что существует система контроля, призванная не допускать в печать марки порнографического или противозаконного содержания, однако в случае с размещенным неонацистами заказом она по каким-то причинам не сработала. С тех пор Почта Германии ужесточила контроль за выпуском ограниченных тиражей почтовых знаков.

Немецкие рабочий и колхозница на марке 1938 года

Немецкие рабочий и колхозница на марке 1938 года

Филателия — сфера «мирная», поэтому даже в нацистской Германии тематика марок отнюдь не ограничивалась военно-политической сферой. Вплоть до 1939 года большинство серий было посвящено различным немецким землям и городам, технике, архитектуре, а также выдающимся деятелям науки и культуры. Придя к власти, нацисты активно пропагандировали идею классового единства германской нации. Не случайно одна из первых серий, которая была выпущена после провозглашения Третьего Рейха, изображала представителей разных профессий, объединенных одним общим желанием  — трудиться на благо родины. Все персонажи — рабочий, крестьянин, коммерсант, скульптор — либо целиком заняты своей работой, либо устремили свои взгляды в светлое будущее. Вот вам и искусство соцреализма. Если абстрагироваться от некоторых расовых черт вроде белокурых волос, все это очень напоминает типичную для советских плакатов троицу — рабочий, интеллигент и крестьянин. Эксперты отмечают, что все эти немецкие миниатюры могут дать сто очков вперед современным маркам по эстетической сдержанности и вместе с тем выразительности.

1279008156_adolf_hitler_unpublished_85hmk_640_2111Но осенью 1939-го грянула Вторая Мировая, и уже через две недели вышла серия из 12 марок, на которых была изображена Германия, бесстрашно вступающая в борьбу с многочисленными врагами. В ту пору также невероятно популярной была другая немецкая марка. В 1940 году огромным тиражом вышла серия «Гитлер и девочка», олицетворявшая славное настоящее и прекрасное будущее Германии. К слову, фюрер очень любил потрепать юных немцев по белокурым прядям или пухлым щекам. Причем делал он это явно на публику — в военных архивах сохранились десятки фотографий Адольфа Гитлера в компании детей, которые, очевидно, должны были одновременно умилять и восхищать публику. И, как ни странно, эта пропаганда отлично работала. Глядя на такие снимки, вряд ли кто-то из истинных арийцев хоть на минуту задумывался о том, что одной рукой этот улыбающийся человек гладит ребенка, а второй — ставит подписи под приказом уничтожить миллионы жизней.

Но по мере того как дела на фронте шли хуже и хуже, идея счастливого будущего уступила место всеобщей жертвенности — эта метаморфоза отражена в марке 1942 года, на которой запечатлен барельеф с погибшим германским солдатом.

Также отдельного упоминания достойна марка, выпущенная в честь мобилизации штурмовых отрядов SA, поскольку, как считают некоторые историки, изображенная на ней эмблема впоследствии была использована художниками, создавшими символику Комитета государственной безопасности СССР. Впрочем, на наш взгляд, сходство это было весьма условным. Следует подчеркнуть, что даже рейхпочта Третьего Рейха не нарушала неписаного правила международной филателии, согласно которому на марках не могут изображаться откровенно брутальные сцены. Едва ли не единственными, кто нарушил данное табу, были советские почтовики, запечатлевшие на одной из марок 1943 года кровавую сцену штыкового удара.

Первая марка Великогерманской Империи 1943 года

Первая марка Великогерманской Империи 1943 года

В 1943 году на почтовых марках нацистской Германии впервые появляется надпись Grossdeutsches Reich. Впрочем, в том году вышла всего одна такая марка, она была посвящена годовщине 800-летия со дня основания портового немецкого города Любека. А уже со следующего 1944 года абсолютно все немецкие знаки почтовой оплаты имели указание на их принадлежность Великогерманской Империи. Примечательно, что это переименование произошло уже после того, как боевая удача окончательно поставила крест на великогерманских амбициях бывшего ефрейтора. Представленные в нашей коллекции артефакты, как мы уже отмечали, как раз и относятся к этому непростому периоду.

pst_gdr-fuh00

Марка к 55-летию Гитлера

Марка из коллекции «Маленьких историй», посвященная 55-летию Адольфа Гитлера (№ 887 в каталоге Michel), была выпущена 14 апреля 1944 года — т.е. всего за год до его самоубийства. Размер: 30 x 38мм. Не может не бросаться в глаза очевидное сходство этого портрета фюрера с тем, который был якобы срисован в 1942 году с бюста, сделанного Сергеем Корольковым. Даже цветовая гамма обеих марок почти идентична — в красно-коричневых тонах. Причем в обоих случаях марки не были серийными, т.е. были выпущены в единственном цветовом решении. Правда, на нашем знаке Гитлер изображен в обрамлении стилизованного дубового венка, а также в окружении государственных гербов нацистской Германии и эмблем Вермахта. Последние, очевидно, символизировали тот факт, что фюрер был главнокомандующим и президентом Германии в одном лице. Достоверно известно, что портрет фюрера на представленной марке был отрисован за несколько лет до ее выхода. Дело в том, что после одного из покушений Гитлер был не в лучшей физической форме. У него были повреждены левая рука и нога, так что личный врач Теодор Морель прописал ему множество лекарств для обезболивания, к которым фюрер довольно быстро пристрастился. Кстати, 55-летие Гитлера Германия праздновала уже далеко не так пышно, как его полувековой юбилей — парады и съезды еще были, но кабриолетов и самолетов фюреру уже никто не дарил.

Отметим еще одну особенность этой марки (и всех других, представленных в этой истории). Она относится к числу почтово-благотворительных. При номинале в 54 пфеннинга благотворительный дополнительный сбор (отмечен знаком плюс) составлял еще 96 пфеннингов. В сумме выходит 1.50 RM (довольно существенная цена). Впервые благотворительные марки нацисты выпустили в ноябре 1937 года. Это была серия из 9 знаков, изданная с целью сбора средств в Фонд повышения благосостояния населения зимой (Winterhilfswerk des Deutschen Volkes — WHW). Фонд был учрежден Гитлером и Геббельсом 13 сентября 1933 года для реализации программы помощи безработным и малоимущим гражданам Третьего Рейха. Эта практика, видимо, пришлась нацистам по душе, так что львиная доля немецких почтовых знаков вплоть до мая 1945 года будут иметь добавленный благотворительный номинал. Правда, собранные средства с началом войны будут идти уже не на нужды малоимущих немцев, а на более «насущные» цели — оснащение армии.

pst_gdr-rad002pst_gdr-rad001Следующие две марки — из серии «Немецкая выставка-ярмарка трудовых отрядов Германии», выпущенные 1 июня 1944 года (каталог Michel № 894-895). Размер: 28×33мм. На знаке серо-зеленоватого цвета изображена работница службы RAD (Имперская служба труда в Третьем Рейхе — см. заметку «Труд, который делает несвободным» ) в униформе и с граблями на плече. Женщина светится здоровой белозубой улыбкой, уверенный взгляд ее устремлен в будущее (которого, как мы знаем, нет ни у Третьего, ни у Великогерманского, ни у Тысячелетнего Рейха). Поверх своих локонов блондинка небрежно накинула платок, а грудь ее украшает медальон с изображением свастики. Номинал марки — 6 пфеннингов плюс 4 на благотворительность. На втором знаке красного колера увековечен работник службы RAD в униформе, но уже с лопатой на плечах. На униформу, очевидно, указывает головной убор статного молодого мужчины, к которому прикреплена эмблема RAD — все та же лопата со свастикой меж двух колосьев. Номинал — 12+8 пфеннингов. Обе марки были изъяты из обращения 1 мая 1945 года.

К краткому периоду Grossdeutsches Reich относится и серия из 13 марок «Армии Рейха. День поминовения павших воинов», выпущенная 11 марта 1944 года (Michel № 873-885). Традицию проведения «Дня повиновения»  нацисты позаимствовали  у Веймарской Республики. Еще в 1919 году Народный союз Германии по уходу за военными захоронениями предложил отмечать день памяти павших в Первой Мировой войне. Впервые его отметили в Рейхстаге в 1922 году, а с 1926 года траурные мероприятия стали ежегодно проводить по всей стране во второе воскресение Великого поста. После прихода нацистов к власти в 1934 году этот день был переименован в День памяти героев (Heldengedenktag), а с 1939 года его стали отмечать 16 марта. В 1943 году Гитлер еще раз изменил дату с 16-го на 21-ое марта, чтобы успеть включить в свое традиционное выступление о величии германского народа новость об очередной победе — завоевании Харькова. Последний раз этот день нацисты отпраздновали в 1945 году. С 1948 года в Западной Германии снова стали отмечать Всенародный День скорби, но теперь уже по жертвам обеих мировых войн. Эта дата и по сей день выпадает на предпоследнее воскресение перед первым днем Адвента, когда полагается думать о смерти, времени и вечности.

Серия «Армии Рейха. День повиновения» насчитывала 13 марок, 9 из которых представлены  в нашей коллекции.

441. Командир субмарины у перископа. Номинал 6+4 пфеннинга.
К началу Второй Мировой войны Kriegsmarine (военно-морской флот Третьего Рейха) располагал 57-ю подводными лодками. В процессе войны в строй было введено еще 1113 субмарин (10 из них — трофейные, 4 — построенные на иностранных верфях, 1099 — построенные в Германии). Из 1170 подлодок Кригсмарине в боевых действиях участвовали только 863. Из них были уничтожены 753 (погибли около 32 тысяч подводников из 39 тысяч). Победы немецких субмарин оцениваются в 148 потопленных и 45 поврежденных военных кораблей противников, а также 2759 грузовых судов общим тоннажем 14 119 413 тонн.

pst_gdr-veh0082. Авиационные прожекторы. Номинал 10+5 пфеннингов.
Во время войны Третий Рейх активно применял тактику ночных авианалетов, поскольку последние нередко оказывались более результативными чем дневные. Так, ночная мгла скрывала ночные бомбардировщики, обеспечивая скрытое и, как следствие, безопасное прохождение к цели и возвращение на базу. Кроме того, ведение огня силами ПВО по атакующим бомбардировщиком в ночное время сильно затруднено — требовалось использовать специальные («зенитные») прожекторы для освещения бомбардировщиков-целей. Сами по себе прожекторы представляли довольно уязвимую цель, но без них расчеты ПВО были слепы.

pst_gdr-veh0063. Парашютные войска 3-го Рейха. Номинал 3+5 пфеннингов.
Накануне войны в Третьем Рейхе активно велась спортивно-патриотическая работа, готовившая молодежь к службе в авиации. Одним из пунктов программы была прыжковая подготовка. Будущих авиаторов и парашютистов готовили две молодежные организации: Flieger-НJ и НSFК. Датой рождения немецких парашютно-десантных подразделений можно считать 29 января 1936 года, когда вышел приказ, одобренный командующим Luftwaffe Германом Герингом, о создании в городе Стендал добровольного парашютного батальона. Здесь же расположился и тренажерный центр, в котором с апреля 1937 года проходили обучение все парашютные роты немецкой армии. Парашютисты Германии проходили серьезную подготовку. Только после совершения шести прыжков десантнику выдавался нагрудный знак, символизирующий принадлежность к элите германской армии — парашютно-десантным подразделениям.

334. Пулеметчики дивизии Вермахта. Номинал 12+6 пфеннингов.
Сравните эту марку с фотографией, на которой запечатлены пулеметчики дивизии Вермахта «Великая Германия». Они, конечно, не абсолютно идентичны, но сходство наблюдается даже в некоторых мелочах. Причина очевидна — Министерство пропаганды Й.Геббельса с первых дней войны взяло на себя едва ли не эксклюзивную функцию обеспечивать пропагандистскую машину Рейха фотографиями с фронта. При этом все поступающие с полей боев фотоматериалы проходили жесточайшую цензуру, так что нередко всем газетам приходилось иллюстрировать свои статьи одними и теми же «утвержденными сверху» фотографиями. Внимание издателей марок к пулеметчикам было вполне понятным: этот род войск был одним из самых популярных в Германии. В немецких батальонах первой волны формирования пулеметная рота всегда была четвертой, а, поскольку нумерация рот была сквозной, то в каждом полку 4-я, 8-я и 12-я роты были пулеметными. Пулеметы участвовали почти во всех боях; они поддерживали наступление пехоты, прижимая противника к земле.

pst_gdr-veh0045. Полугусеничный мотоцикл Kettenkrad (SdKfz 2). Номинал 4+3 пфеннинга.
Кеттенкрад — полугусеничный многоцелевой мотоцикл-тягач — был спроектирован в 1940 году немецкой компанией NSU специально по заказу Управления техснабжения сухопутных военных подразделений. Всего с 1940-го по 1944 год было выпущено порядка 8345 единиц данной техники. Мотоцикл, созданный как легковой тягач для применения горнострелковыми войсками, очень быстро нашел применение и в других войсках, где эксплуатировался в качестве буксира зенитных пушек, минометов, специальных катушек с телефонными кабелями, а также различных прицепов. Уже после окончания войны из оставшегося задела деталей в период с 1945 по 1949 годы было собрано еще около 550 машин, применявшихся в народном хозяйстве до 1950-х годов.

pst_gdr-veh0036. Буксируемый реактивный миномет Nebelwerfer. Номинал 25+15 пфеннингов.
За характерный звук, издаваемый снарядами, «Nebelwerfer» получил у советских солдат прозвище «ишак». Другое разговорное название — «Ванюша» (по аналогии с нашей «Катюшей»). Солдаты союзных войск называли это оружие по-своему: дикий вой вращающихся со скоростью порядка 60 тысяч оборотов в минуту снарядов породил не менее оригинальное прозвище — «Стонущий Микки». Согласно советской послевоенной историографии, «Nebelwerfer» появился как ответ немецкой промышленности на советские реактивные минометы залпового огня «Катюша». На самом деле «Небельверфер», как впрочем и «Катюша», был реактивным минометом, ориентированным на применение химического оружия. Буквальный перевод названия с немецкого «Туманомет» наводит на предположение о том, что первоначально орудие хотели использовать в качестве мортиры для создания химических и дымовых завес. Однако фактически оно применялось для стрельбы осколочно-фугасными минами.

pst_gdr-veh0027. Торпедные скоростные катера серий S 26-29. Номинал 16+10 пфеннингов.
Немецкие торпедные скоростные катера (Schnellboot) обозначались союзниками и противниками Германии как e-boat. Тип S-26 имел следующие характеристики: водоизмещение 115 тонн, длина 34,95 метров, скорость до 40 узлов, вооружение два 533-мм торпедных аппарата и два 20-мм зенитных автомата. Для сравнения, советский торпедный катер проекта Г-5 имел водоизмещение 17 тонн, длину 20 метров, скорость свыше 50 узлов, был вооружен двумя 533-мм торпедами и двумя 7,62-мм или 12,7-мм пулеметами. Применение скоростных торпедных катеров предполагалось лишь при взаимодействии с другими силами — авиацией и надводными кораблями. Послевоенная жизнь «шнелльботов» была весьма непродолжительной. Их примерно поровну поделили между собой державы-победительницы. Впрочем, судьба многих из них сложилась печально. Так, 32 катера, доставшихся Великобритании, были сданы на слом либо затоплены в Северном море в течение двух лет после окончания войны. Расчетливые американцы выставили 26 своих катеров на продажу. Полученные СССР по репарациям «шнелльботы» (29 единиц) совсем недолго находились в боевом составе ВМФ — сказалось отсутствие запасных частей.

pst_gdr-veh0018. Минометчики элитного подразделения  Waffen-SS. Номинал 8+4 пфеннинга.
Понятие «Waffen-SS» (Войска СС) стало применяться командованием неформально в начале ноября 1939 года и заменило собой в течение года старые названия «резервные войска» и «соединения Мертвая Голова». Самым ранним из известных документов, в котором применено понятие «Ваффен-СС», является приказ от 7 ноября 1939 года, в котором членам «общих СС» указывалось, что они могут быть замещающими начальниками в войсках СС и полиции. В ходе войны эти элитные части находились под личным командованием рейхсфюрера Генриха Гиммлера и получали лучшее и самое современное снаряжение.

9. Военнослужащий горнострелкового отряда. Номинал 30+20 пфеннингов.65
После того, как в 1938 году был совершен аншлюс Австрии, Вермахт пополнил свой личный состав опытными австрийскими горными стрелками. Их было так много, что пришлось сформировать две новые горнострелковые дивизии. Они были подготовлены для ведения боевых действий в горах, на пересеченной местности, а также в высокогорье. Такой тип ландшафта предполагал невозможность использования тяжелого вооружения: крупнокалиберной артиллерии, танков, бронеавтомобилей и САУ. Горнострелковые дивизии, в большинстве случаев, располагали лишь специальными горными орудиями, которые было возможно перевозить в разобранном виде на вьючных животных.  Горные стрелки отличались высоким боевым духом и ревностно блюли честь мундира и своего подразделения. Солдаты боготворили своих командиров, таких как генерал-полковник Эдуард Дитль. Кстати, первым солдатом Вермахта, получившим Дубовые листья к Рыцарскому Железному кресту, был именно Дитль, чьим именем в наши дни названа школа горных стрелков Бундесвера — «Dietl Kaserne» («Казарма Дитля»).

Остается добавить, что в серии «Армии Рейха. День поминовения павших воинов», наряду с перечисленными выше, входили еще 4 марки, не представленные в коллекции «Маленьких историй»:   «Штурмовая лодка Вермахта»,  «Самоходная артиллерийская установка StuG III», «Тяжелое артиллерийское железнодорожное орудие Eisenbahngeschütz»  и «Одномоторный военный гидросамолет-разведчик Arado Ar 196». 

pst_gdr-pro01Еще одна немецкая марка из нашей коллекции датирована 1945 годом, в котором Великогерманский Рейх успел выпустить всего 6 видов знаков почтовой оплаты, в том числе марку «Создание народных отрядов Volkssturm», датированную 1 февраля 1945 года (Michel № 908). Номинал: 12+8 пфеннингов. Размеры: 33×28 мм. Официальный почтовый указ для этого выпуска гласит: «Выпущены на основании приказа Фюрера от 25 сентября 1944 года о формировании отрядов Volkssturm (Народная армия) специальные марки. Дизайн художника Е. Meerwald. Марки печатались в листах по пятьдесят штук в государственной типографии Вены. Эти марки будут продаваться вплоть до 15-го марта в почтовых отделениях. Однако подписчиками будут получены только после выхода всех пяти марок. Общественность должна быть уведомлена рекламными плакатами и газетами. Марки «NSFK» и «Volkssturm» напечатаны в горизонтальном исполнении, остальные — в вертикальном». Таким образом, можно было предположить, что эта марка должна была стать одной из составляющих серии из пяти почтовых знаков.
Народные отряды «Volkssturm» стали формироваться после приказа Гитлера 25 сентября 1944 года, который гласил: «На 18 октября 1944 все мужчины в возрасте от 16 до 60 лет призываются на службу в Народной армии, чтобы воевать бок о бок с Армией обороны Германии. Никакой медкомиссии не требуется и нет никаких зарезервированных профессий». Фюрер буквально гнал все мужское население страны на фронт. На момент выхода этого приказа армия США уже пересекла границу Германии с запада, а русские войска подошли к окраинам Восточной Пруссии. На марке мы видим представителей трех поколений фольксштурмовцев — совсем еще «зеленого» парня в форме Гитлерюгенд, взрослого мужчину и лысеющего старика. Каждый из них неплохо вооружен и, по замыслу художника художника Е. Meerwald, настроен до последнего вздоха отстаивать идеалы Grossdeutsches Reich. Над ними покровительственно возвышается свирепый имперский  орел, готовый разорвать врагов Великогерманской Империи.

Две последние марки Третьего Рейха

Две последние марки Третьего Рейха

Однако грозная птица весной 1945 года уже никого не пугала. 21 апреля рейхспочта Третьего Рейха выпустила свою последнюю официальную серию знаков оплаты. Это были две марки — «Солдат подразделения SA»  и «Солдат подразделения SS». Марки получились символичными: штурмовик и эсэсовец были символами зарождения гитлеровского режима, а почтовые знаки с их изображением стали символом окончательного заката Третьего Рейха. Эти марки находились в обращении чуть более двух недель, и были изъяты за день до капитуляции Германии. Тысячелетний «Великогерманский Рейх» остался существовать лишь  на пропагандистских плакатах и почтовых открытках разрушенной войной страны.

1 Comment on Бумажное величие…

  1. А, Вы уверены, что черная австрийская марка тоже относится к маркам-пародиям?

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s