Крест узников фашистских концлагерей (Krzyz Oswiecimski). Памятный знак учрежден Государственным советом Польской Народной Республики (Rada Panstwa) 14 марта 1985 года. Материал: посеребренный металл. Габариты: 42 х 42 мм. Лента имеет расцветку одежды заключенных – чередующиеся полосы серого и голубого цвета. Крест вручали, в первую очередь, участникам польского движения Сопротивления, которые продолжали борьбу с фашизмом даже в концентрационных лагерях.
***
Krzyz Oswiecimski. В дословном переводе с польского название этой государственной награды ПНР означает “Крест освенцимский”. Вполне логично, что этот особый знак отличия появился именно в Польше. И дело не только в том, что концлагерь Освенцим, в застенках которого развернулась одна из самых страшных трагедий в истории человечества, был построен фашистами в этой европейской стране. За непокорность гитлеровскому диктату Польша расплатилась дорогой ценой: под угрозой оказалось само существование нации. Вследствие нацистского террора в годы оккупации в лагерях смерти погибло свыше 6 миллионов поляков – 22% от общего населения республики.

Освенцим был самым большим гитлеровским концентрационным лагерем, точнее, целым комплексом лагерей. Его узников фашизм обрек на изоляцию и постепенное уничтожение голодом, тяжелой работой, медицинскими экспериментами, а также на немедленную смерть – в результате массовых и индивидуальных казней. С 1942 года Освенцим стал крупнейшим центром истребления европейских евреев, которых в большинстве случаев отправляли в газовые камеры сразу по прибытии, без регистрации и обозначения номерами. Именно поэтому очень сложно установить точное число погибших в этом лагере. Историки до сих пор расходятся в подсчетах и называют данные от полутора до четырех миллионов человек. 27 января во всем мире отмечается день освобождения Освенцима и международный день памяти жертв холокоста. На этой краткой справке мы завершим рассказ о самом концлагере, поскольку повествование это может затянуться в силу наличия и свободного доступа богатейших отечественных и зарубежных источников. Тем более, задача у нас совсем другая – представить историю о Кресте узников фашистских концлагерей, информация о котором крайне скудна. Так попытаемся восполнить этот пробел.
Стоит особо подчеркнуть, что почетными кавалерами Креста узников фашистских концлагерей становились не только выжившие в лагерях смерти поляки и бывшие узники Освенцима. Этой награды в разное время были удостоены многие люди, в том числе:
– участники польского движения Сопротивления, боровшиеся с фашизмом в оккупации;
– бывшие польские заключенные Освенцима, Майданека, Треблинки и других концлагерей, расположенных как на территории оккупированной Польши, так и в других странах Западной Европы;
– иностранные граждане – бывшие узники нацистских лагерей, входившие в ряды польского Сопротивления (а таковых было десятки тысяч!);
– борцы с фашистской оккупацией, замученные в застенках концлагерей (в этом случае Крест вручался посмертно семье погибшего).

К сожалению, нам не удалось узнать, скольких людей Польша отметила Крестом – этой информацией, скорее всего, располагают только национальные архивы. К награде прилагалось удостоверение в красной обложке и булавка с наконечником – аналог наших ветеранских платок. Несколько странным кажется тот факт, что столь значимый и вполне ожидаемый знак отличия был учрежден только в 1985 году – спустя после 40 лет после освобождения Освенцима. Но, лучше поздно, чем никогда. Известно также, что Крест перестали вручать в 1999 году. Исключение было сделано только для сербки Греты Ферузик – она стала последним кавалером, получив награду в феврале 2004 года. В Освенцим попала все семья Ферузик, выжить удалось только Грете. После войны она прославилась как профессор архитектуры.
Осталось неизвестным и то, кто из польских медальеров разработал дизайн и оформление этой награды (наверняка этот художник был также отмечен польскими властями). Однако рассмотреть ее повнимательнее все же стоит. Это классический греческий крест с широкими плечами, изготовленный из оксидированного под серебро металла. Размеры креста – 42 х 42 мм, основание каждого плеча – 13,5 мм. На реверсе (оборотной стороне) памятного знака размещена рельефная надпись в четыре строки: “PRL / WIEZNIOM / HITLEROWSKICH / OBOZOW KONCENTRACYJNYCH” (Народная Республика Польша узникам фашистских концлагерей). Кстати, мало кто знает, что существуют две версии освенцимского Креста: первая была выпущена в период так называемой советской оккупации и отмечена надписью PRL (Polska Rzeczpospolita Ludowa = Народная Республика Польша), вторая отчеканена уже после 1989 года, чему соответствует аббревиатура RP (Rzeczpospolita Polska = Республика Польша). Из чего следует вывод, что наш раритет относится к первому выпуску – т.е. был отлит в период 1985-1989 годов.

На аверсе (лицевой стороне) памятного знака на вертикальных и горизонтальных плечах изображен фрагмент зонного ограждения из столбов опоры с двумя изоляторами и пяти рядов колючей проволоки – по два ряда на нижнем и горизонтальных плечах и один – на верхнем. Между рядами проставлены даты: “1939” (год основания концлагеря в Освенциме) и “1945” (год освобождения и закрытия лагеря). Концы проволоки наползают на так называемый винкель узника, размещенный по центру. Это равносторонний (23,5 мм) треугольник, обращенный вершиной вниз, с посеребренной буквой “P” посредине. Треугольник покрыт эмалью красного цвета и обрамлен по периметру узким серебристым кантом. Точно такой знак, но сделанный из материи, пришивался на лагерную робу заключенных.

Винкель (в переводе с немецкого – угол, угольник, шеврон) мог многое рассказать о своем несчастном носителе. Педантичные нацисты создали для себя весьма удобную систему учета и контроля за заключенными, поделив их на категории по нескольким основаниям. Так что надзирателю достаточно было взглянуть на нашивку на левом рукаве или на груди узника, чтобы понять, кто перед ними стоит. В первую очередь, винкели отличались по цвету – он означал причину, по которой человек оказывался в концлагере: красный – политические, желтый – евреи, зеленый – уголовники, черный – антиобщественные, лиловый – так называемые «бибельфоршеры», прежде всего, Свидетели Иеговы, розовый – гомосексуалисты, синий — эмигранты, коричневый — цыгане. Жестокие нацисты старались хорошенько разбавить бараки “политических” или “расово-неполноценных” узников уголовным сбродом, считая последних более ценным и сознательным социальным материалом. По литере в центре треугольника можно было узнать национальность пленника. Эта была начальная буква названия страны, например, Р – поляки, U – венгры, B – бельгийцы, R, а позже SU – советские заключенные. В Освенциме содержались заключенные 22 национальностей, все они имели одинаковые «права».

Дополнительная плашка над винкелем того же цвета, что и сам треугольник, означала повторное заключение. Также были свои обозначения для тех, кто склонен к побегу, проштрафился какими-либо проступками, осквернил арийскую расу сексуальным контактом. Таким образом, винкель на представленном в коллекции наградном Кресте означает, что его носитель был поляком, заключенным в лагерь по политическим мотивам. Проще говоря, плененный на поле боя или угнанный с оккупационной территории. Разумеется, все бойцы польского Сопротивления носили в Освенциме красные винкели. Рядом с нашивкой обычно крепился порядковый номер заключенного. Однако в Освенциме их татуировали прямо на предплечье пленного.
Как мы уже отмечали, тем узникам, которым сразу по приезду “выписывали аусвайс на небо” (отправляли на расстрел или в газовую камеру), номера из экономии времени не присваивались вовсе. Известно также, что в большинстве концлагерей порядковые номера убитых и утилизированных заключенных присваивались вновь прибывшим, чтобы скрыть фактическое количество жертв.
Однако вернемся к представленному раритету. В верхней части Креста имеется ушко с кольцом, с помощью которого он крепится к ленте. Сама лента очень узнаваема – для нее дизайнеры выбрали расцветку лагерной робы заключенных концлагерей. Для этого элемента государственной польской награды используется шелковая муаровая ткань шириной 40 мм в виде чередующихся продольных полос синего (6 штук) и серого (5 штук) цвета равной ширины.
Кстати, об униформе узников тоже можно рассказать немало интересного. Одеждой ее можно было назвать весьма условно – она была дешевой, непрочной, холодной и уродливой. Свое тело заключенный прикрывал пиджаком, также выдавались штаны и головной убор – колпак без козырька. Описанный комплект был сшит из жидкого, как сетка, материала, изготовленного из дерева – это было одно из «достижений» германской химической промышленности. Редкая, одинарная ткань пропускала ветер, впитывала воду и нисколько не согревала. Непрочный материал быстро рвался, со временем и вовсе превращался в лохмотья. Лагерный порядок требовал, чтобы на рабочем костюме не было ни одной дырочки. Тех, у кого был обнаружен непорядок в одежде, избивали, а после наказывали – заставляли сидеть на корточках с поднятыми руками 3–4 часа. Расцветка робы была яркая – на ней чередовались серые и синие или зеленые полосы шириной 2 см. Пленный, одетый в такое платье, был заметен издалека и выделялся в любую погоду и на любом фоне. Вместо обуви лагерную униформу дополняли деревянные колодки. От них на ногах образовывались незаживающие раны и мозоли.
Именно по ушку, с помощью которого Крест крепится к ленте, легче всего отличить подделку от оригинала. Современные кустари-штамповщики совершенно упускают из вида мелкие детали и особые насечки в оформлении этого миниатюрного крепления. Впрочем, есть и другие нюансы – лента отличается по качеству, да и само литье на подделках чрезвычайно низкого качества. Поляков искренне возмущает тот факт, что рынок медалей и орденов буквально наводнен липовыми освенцимскими крестами.


Для поляков тема концлагерей, построенных немцами на территории Польши, очень болезненная. Достаточно вспомнить недавнюю оговорку американского президента, которая была воспринята шляхтичами почти как национальная обида. В мае 2012 года Барак Обама посмертно наградил героя польского Сопротивления Яна Карского Президентской медалью свободы. Во время церемонии американский лидер сказал буквально следующее: “В одной из поездок через линию фронта бойцы сопротивления рассказали Карскому, что евреев убивают в огромных масштабах, и тайно провели его в Варшавское гетто и один из польских лагерей смерти”. Как известно, поляки крайне чувствительны к комментариям, связывающим их страну с холокостом. Они возражают против любой попытки представить немецко-фашистские лагеря смерти, как “польские”. Варшава тогда резко осудила Вашингтон, конфликт до конца так и не исчерпан.

А в 2013 году от поляков досталось уже канцлеру Германии. Известный журнал Uwazam RZE поместил Ангелу Меркель на свою обложку, изобразив ее в виде узницы концлагеря. Политик предстала перед читателями в полосатой робе, за колючей проволокой. Завершил композицию заголовок “Фальсификация истории”. Таким затейливым образом журналисты Польши ответили на трехсерийный немецкий фильм “Наши матери, наши отцы”. Это лента о судьбе пяти немцев, но в ней показаны и бойцы польского Сопротивления, изображенные ярыми антисемитами. К примеру, в одной сцене группа поляков, которая остановила поезд с заключенными концлагерей, пропускает его, поняв, что пассажиры – евреи. В другой один из партизан прямо говорит: “Мы топим евреев, как крыс”. После демонстрации фильма польский дипломат Ежи Марганц написал письмо, в котором назвал образ Польши и борцов польского Сопротивления “крайне несправедливыми”. По его словам, зрители, которые посмотрели фильм, не узнают из него ни о борьбе поляков, ни о тысячах погибших, ни о тех из них, кто помогал евреям. Зато сериал наводит на мысль, что к уничтожению евреев были причастны не только немцы.
Заметим, что Польша далеко не единственная страна, решившая отметить бывших узников концлагерей государственными наградами. Одной из первых в этом ряду стала Бельгия. 13 ноября 1947 года в стране был учрежден свой Крест узников концлагерей, сильно напоминающий наш артефакт. Кстати, Бельгия оказалась едва ли не самой плодовитой на подобные знаки отличия. Пожалуй, ни в одной стране мира больше не вручался крест “За побег из концлагеря”, медали “Непокорного”, “Военнопленного”, “За сопротивление в оккупации”. Остается только мысленно пожать руку бельгийским властям.





В России тоже есть свой знак отличия для бывших узников концлагерей – это медаль “Непокоренные”. Утверждена награда Геральдическим комитетом при президенте РФ только в 2008 году. Медаль появилась по инициативе Российского союза бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и была приурочена к 20-летию создания Международного союза этой организации. Добавим также, что автором оформления медали стал Михаил Ефимович Синькевич – действительный член академии авторов научных открытий и изобретений, заслуженный работник геодезии и картографии, ветеран ВС, полковник в отставке, узник концлагеря Озаричи.
Но сколько бы медалей и орденов не посвящалось узникам Освенцима, Раверсбрюка, Дахау, Бухенвальда и десятков других лагерей смерти, лучшей наградой для выживших и замученных будет наша светлая память о них. И желание ни при каких условиях не повторить эту трагедию.
“к уничтожению евреев были причастны не только немцы” , но это ж медицинский факт. Массовое убийство в Кельце в 1946 году, яркое тому подтверждение. И нечего на зеркало пенять…
И странная в статье арифметика. 6 млн поляков? Да + 6 млн евреев. Да и остальных наций немножко… Сколько же нацисты по вашему народу в лагерях смерти уничтожили?
Не утрируйте, пожалуйста. Польских евреев Вы к какой нации относите?