Кирпичи с отпечатками пальцев из усадьбы “Царицыно”, XVIII век

Кирпичи без клейма с отпечатком кошачьей лапки и человеческой руки из усадьбы Царицыно. Были найдены в ходе реставрационных работ, проводившихся на территории усадьбы в  2006-2007 гг. предположительно в Башне-руине. Не вполне ровной формы, явно ручной лепки кирпичи могут относиться в равной степени как к концу XVIII  века, так и к более позднему периоду – например, к началу XIX века.

Считается, что основным поставщиком кирпича для Царицынской усадьбы были бывшие государевы кирпичные заводы, расположенные вблизи Донского монастыря. К началу строительства Царицынской усадьбы большинство этих заводов были переданы в восстановленный Екатериной II Каменный приказ, а в 1783 году – во вновь созданную императрицей Управу благочиния. Судя по отсутствию клейм, кирпичи могут относиться к 1720-1730 гг., когда в усадьбе велось обширное строительство Дмитрием Кантемиром, которому Черная грязь (позже Царицыно) с окрестностями было пожаловано Петром I.

Позже, при строительстве усадьбы Царицыно, большинство построек времен Кантемира были разобраны (за исключением Храма иконы Божьей матери Живоносный источник), а кирпич от них широко использовался при возведении инженерных и декоративных сооружений вплоть до начала XIX века.  Среди известных построек дворцового комплекса фигурирует и Башня-руина, построенная зодчим Иваном Еготовым в 1804-1805 гг. в стилистике средневековых руин, вошедших в моду в России в конце XVIII в.

Долгое время считалось, что Башня-руина в Царицыно была построена при Екатерине II, и московская молва связывала её появление с фаворитом графом Алексеем Орловым, который по приказу императрицы в 1775 году направился на поиски княжны Таракановой и, проплывая мимо Ионических островов, увидел подобную башню, которую и зарисовал некий находившийся при Орлове художник; позже рисунок этот будто бы был показан Екатерине, которая и распорядилась построить у себя в парке подобную красоту. На самом деле Башня-руина в Царицыно была не первой – аналогичная башня в 1771 – 1773 гг появилась в Царском селе под Петербургом; её строительство было посвящено победе российской армии в Русско-турецкой войне 1768—1774 гг.  Сам памятник имитировал разрушенную старинную турецкую крепость и состоял из сторожевой башни с бельведером и части разрушенной крепостной стены.  Башня-руина в Царицыно полностью повторяла эту концепцию, хоть и в уменьшенном виде. Как и на петербургской башне, Башню-руину в Царицыно венчал бельведер, разрушившийся уже к концу XIX века.

На протяжении более двух столетий царицынская башня разрушалась, пока в 2006 году не была проведена её реставрация. При реставрации выяснилось, что для строительства многих построек Царицынской усадьбы использовались не только современные для Баженова и Казакова кирпичи (многие из них несут клейма производителей), но также кирпичи из снесенных ранних построек времен Д.Кантемира. Появление отпечатков ладоней или следов животных на кирпичах XVIII-XIX вв. не всегда было случайным – некоторые мастера-кирпичники вполне сознательно оставляли такие следы («лапки») на своих изделиях, как, например, на заводах Тверской губернии.