Кирпич с клеймом «И.К.Рахманов. Крюково». XIX век

Кирпич с клеймом «И.К.Рахманов. Крюково», выпущенный в конце XIX века на кирпичном заводе купца Ивана Карповича Рахманова в сельце Крюково (ныне Зеленоград) под Москвой. Изъят при реконструкции бывшего доходного дома с подвалами постройки 1895 года (Каланчевская улица, 11, строение 2).  Не исключено, что дом принадлежал семейству Рахмановых — как раз в конце XIX века ими было построено много доходных домов в Москве, причем при строительстве чаще всего применялся кирпич их собственного «семейного» производства.


Название «Крюково» нашим современникам известно, в первую очередь, благодаря одноименной железнодорожной станции Октябрьской (до революции —  Николевской) железной дороги. Люди более старшего поколения, возможно, вспомнят посвященную подвигу защитников Москвы советскую песню на стихи поэта Сергея Острового: «Под деревней Крюково погибает взвод». Однако история Крюково началась задолго до войны и даже до строительства железнодорожной ветки Москва-Петербург.  Кому именно небольшое подмосковное село было обязано своим именем, установить трудно. То ли князю Ивану Федоровичу Крюку Фоминскому, который жил здесь в XIV веке, то ли Борису Кузьмичу Крюку Сорокоумову-Глебову (жившему в селе в XV веке). В писцовой книге 1584 года говорится о том, что на месте деревни Крюково была пустошь, которая впоследствии вошла в состав владений полкового головы Ивана Васильевича Шестова, одного из членов «тысячи» Ивана Грозного. Кстати, дочь полковника Ксения была выдана замуж за Федора Никитича Романова, с которым в 1596 году у них родился сын Михаил Романов – будущий первый русский царь из династии Романовых.

В 1820 году Крюково переходит к семье Фонвизиных во главе с генерал-майором Михаилом Александровичем, бывшим одним из вдохновителей движения декабристов. Именно в этом сельце будут происходить встречи членов «Союза благоденствия» и «Северного общества». Здесь же 9 января 1826 года арестуют и самого Фонвизина. Его жена – Наталья Дмитриевна — разделит участь мужа и уедет вслед за ним в сибирскую ссылку. Но сельцо Крюково она продаст лишь после вспышки холеры 1831 года.

Новыми хозяевами села стали Софья Людвиговна и Валериан Фотиевич Митьковы. Казалось бы, им повезло: в 1851 году открывается движение по Николаевской железной дороге, которая соединяет Москву с Петербургом, в Крюково строится  железнодорожная станция, а земля в селе резко растет в цене. Но увы, удача была недолгой: в 1859 году Крюково полностью выгорает от пожара: в огне гибнут и крестьянские дворы, и барский дом.

На этом пепелище новые владельцы села — Мария Ильинична и Павел Федорович Григоровы — строят в 1870-х годах первый кирпичный завод близ железнодорожной станции Крюково, в том месте, где сейчас сходятся зеленоградские ул.Первого Мая и Заводская. Село быстро восстанавливается, растет — и тут его приобретает купец Карп Иванович Рахманов (1824—1895), представитель уважаемого старообрядческого купеческого рода, уроженец деревни Слободищи из Гуслицкого края (местность на востоке Подмосковья). У Карпа Ивановича было четыре дочки и трое сыновей: Сергей (род. в 1859 году, женился на Агнии Павловне Свешниковой — обладательницей знаменитой тогда еще деревянной дачи на мысе Ай-Тодор близ Ялты, ныне известной как «Ласточкино гнездо»), Георгий (родился в 1873 г., закончил Московский университет, преподавал метеорологию, позже  основал собственное издательство — «Научное слово»), и средний Иван Карпович (родился в 1870), в итоге и ставший владельцем кирпичного завода в Крюково.

Кирпич Рахманова из коллекции Маленьких историй

Основным делом именитого семейства была торговля зерном, лесом и пряжей. Однако в конце XIX века Рахмановы занялись более выгодным делом — производством строительных материалов и возведением доходных домов. Сам же Иван Карпович Рахманов прославился тем, что являлся Председателем Совета Рогожского кладбища, занимался благотворительностью — пожертвовал 200 тыс. рублей на строительство туберкулезного санатория в Барыбино. Но и о бизнесе не забывал: братьями Рахмановыми (Иваном и Георгием) в Москве было построено множество доходных и частных домов, преимущественно в Басманной части города. Например, угловой доходный дом №33, выходящий фасадами на Бакунинскую и Бауманскую улицы, был построен ими в 1898 году для купца И.П.Калашникова.

По всей видимости, к кирпичному делу Иван Карпович прикипел не на шутку, и даже в супруги себе взял представительницу другой известной «кирпичной» династии — Ксению Дмитриевну Милованову, дочь известного московского купца и промышленника Дмитрия Осиповича Милованова, владевшего кирпичным заводом в Мытищах.

После женитьбы Иван Карпович с братом сьезжают из отцовского дома и в 1885 году строят собственный особняк, и поныне сохранившийся на Бакунинской улице под №2-4 : его фасад украшен вензелем «R», отсылающим к фамилии владельцев.

Впритык к собственному дому братья пристроили небольшой двухэтажный флигель (ныне Бакунинская ул., 4стр3), в котором создали музей древних икон и домовую моленную Покрова Пресвятой Богородицы. На втором этаже здания между двумя окнами до сих пор есть возможность увидеть следы некогда существовавшего музея – арку киота от бывшей иконы.

В 1910 году Иван Карпович покупает бывший дом архитектора Карла Ивановича Бланка на Малой Дмитровке, 29 (ныне — музей «Дом А.П.Чехова) и селится в нем. Там же располагается контора его кирпичного завода.

К тому времени предприятие это выглядит солидно: на нем трудятся 195 рабочих, для производства используется сила паровой машины. Малая Дмитровка выбрана была неслучайно: с одной стороны, самый центр Москвы, с другой — прямая дорога в Крюково, где помимо завода у Рахмановых была дача. По удивительному совпадению, на этой же улице некогда проживал еще один человек, связанный с селом Крюково — Иван Александрович Фонвизин — родной брат того самого Михаила Фонвизина, арестованного в Крюково за связь с декабристами.

После 1917 года Рахмановы разом лишились всего состояния. Их домашний музей икон был экспроприирован, однако часть коллекции попала в запасники Третьяковской галереи. В 1918 году Рахмановы покинули Москву, долго скитались по Черноморскому побережью Кавказа, но в 1922 году вернулись в первопрестольную. К тому времени Иван Карпович уже умер, а в 1930 и 1931 году умерли его внук и сын. Семейное захоронение Рахмановых находится на территории Рогожского старообрядческого кладбища.

А кирпичные заводы близ станции Крюково продолжали существовать до самой войны. Позже территория завода Рахманова, оказавшаяся между улицами заводской и Первого мая,  была застроена жилыми пятиэтажками. Ну а на месте бывшей огромной дачи купца, по другую сторону железнодорожной ветки, в наше время находится комплекс зданий школы №1528 и окружающий их микрорайон.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.