Святые Борис и Глеб на границе с Норвегией

Об этой православной церкви, освященной в честь святых князей Бориса и Глеба еще при царе Иване Грозном, сегодня знают лишь единицы. А ведь храм этот, построенный на самом краю Мурманской области, во многом уникален. Начнем с того, что более трех веков он являлся самым северным православным храмом в мире. Да что там: во многом благодаря ему православие и пришло в Арктику. Но главное, именно эта церковь 200 лет назад повлияла на определение границы России с соседней Норвегией.

Построили церковь в честь Бориса и Глеба в 1536 году по инициативе преподобного Трифона Печенгского: священник так надеялся привлечь к православию коренное население – саамов, колттов, поморов. Важность этой миссии оценил и Иван Грозный, подаривший северному храму священническое облачение. Почти 350 лет внешний облик Борисоглебской церкви не менялся: низенький бревенчатый квадратный домик с единственным коническим куполом и невысокой колокольней над входом больше походил на избу справного рыбака, чем на храм.

Тем удивительнее, что столь скромное здание решило судьбу демаркационной линии между Россией и Норвегией в 1826 году. Граница прошла по реке Паз, причем левый берег, где стоит наш храм, изначально отошёл соседям. И только ради сохранения православной церкви в составе Российской империи на норвежском берегу был создан анклав площадью 1 км2. На политической карте мира он существует по сей день.

Редкая удача, когда на архивном снимке можно видеть сразу и древнее, и новое здание какого-нибудь храма. А это как раз такой случай. Новый храм в честь Бориса и Глеба здесь возвели по инициативе Великого князя Александра Александровича. Величественное здание освятили в 1874 году, но его предшественницу сносить не стали — в знак особого почитания преподобного Трифона деревянная церквушка XVI века так и стояла в 32 метрах от новой.

Старая и новая Борисоглебская церковь на одном снимке

Стояла бы и по сей день, если бы не Вторая Мировая война: в ходе боев осенью 1944 года она сгорела. Разрушен был и каменный храм 1874 года, но, к счастью, в 1960 годы его восстановили — причем стараниями советской и норвежской сторон. Спустя еще 30 лет здание церкви было передано Русской православной церкви, заново освящено в 1992 году епископом Пантелеимоном.